Как создавался новый, советский человек ?

0
Голосов: 0

325

Как создавался новый, советский человек ?
Пока не поймем, что произошло в XX веке – не сможем идти вперед. Большое видится на расстоянии. И чем значимей историческое событие, чем масштабней личность, тем дальше во времени следует отойти, чтобы осознать.
Я уже рассказывала о мегапроектах Сталина, которые похоронил Хрущев, и о причинах репрессий в 1937, и о том, что самая главная схватка за СССР еще впереди (ссылки ниже). Сегодня поговорим еще об одном уникальном советском проекте, основу которого заложил Ленин, продолжил Сталин и перекроил Хрущев - о создании нового советского человека.

Новое общество требует нового человека
Попытки создания нового человека и нового общества в исторической ретроспективе возникали не один раз и продолжаются до сих пор. В первой половине XX в. было два основных подхода: преобладание природного над социальным и противоположная теория. Так, в нацистской Германии реализовывалась программа радикального совершенствования наиболее ценной части человечества за счет контролируемого и направленного улучшения видового генофонда. В Советском Союзе предполагалось, что контролируемое, плановое, направленное изменение социального строя и устройства страны позволит создать не только новое общество, но и нового человека – всесторонне и гармонически развитую личность. В советском обществе решающими факторами создания нового человека считались социальные, а в фашистской Германии – гены и наследственность.
На Западе уже в 1930-е поняли опасность успеха создания нового советского человека для капиталистического строя. Именно поэтому одной из целей Гитлера было массовое уничтожение советских людей – новый человек, давший ростки русского «золотого века» и небывалого экономического роста, должен был исчезнуть с лица Земли.

Какого же человека создавала советская власть?
Новый советский человек это не есть что-то вновь слепленное из ничего. Идея нового советского человека в своей основе опиралась на внутренний мир русского человека, неоднократно описанный в русской литературе. Это и противоречивость русской души, противоборство в ней восточного и западного, жертвенность во имя своей веры и своих идеалов, поиск истины и справедливости и др.
Перед идеологическими мыслителями большевиков стояла сложная задача: понять, как следует воспитывать авангард пролетариата, чтобы тот был способен не просто взять и удержать власть, но и вести народ к социализму, строить новый строй, а впоследствии выступить учителями следующих поколений.
В апреле 1918 г. в работе «Очередные задачи Советской власти” Ленин наметил основные линии программы по изменению человека и общества. Он понимал, что управлять огромной страной, в которой послевоенная разруха, голод, нищета и повальная неграмотность может только партия, которая возьмет на себя роль всезнающего руководителя - условного отца и поведет людей за собой. Требовалась новая идеология, причем идеология эта должна пропитывать человека с рождения и до самой смерти.

От революционера-разрушитель

Идеал нового человека рихтовался во все критические времена в соответствии с задачами, стоящими перед обществом. В 20-е, 30-е, 40-е, 60-е или 70-е годы герои и кумиры, на которых воспитывались поколения, конечно же отличались, но во все времена неизменным оставались высокая нравственность советского человека, любовь к Родине, верность советским принципам и идеалам.
После революции и в начале 1920-х в ходу была модель «революционера-разрушителя старого общества». Эту модель пропагандировал и внедрял Троцкий и его сподвижники.

Сталинский созидатель

В середине 20-х начале 30-х пришел «строитель социализма», «созидатель нового мира», «индустриальный человек», «научно-организованный человек (НОЧ)», усовершенствованный коммунистический человек (УСКОМЧЕЛ)». От человека требовалась идейность, инициативность, энергичность. Эти модели разрабатывались в том числе наркомом просвещения Луначарским, который считал, что не следует ждать появления нового «человеческого материала», а формировать его нужно практической созидательной деятельностью. Указанный процесс должен иметь масштабный характер, охватывать все слои общества. Луначарский видел такого человека личностью, которая «должна быть готова принести себя в жертву общим задачам; мало быть готовым умереть за эти задачи – мы требуем большего: мы требуем жить этими задачами, жить каждый час своей жизни». Отличительными чертами нового человека должны были стать: настойчивость, трудолюбие, дух солидарности.

1928 году Луначарский в своей лекции говорил: «Каждая молекула-человек бьется во все стороны, натыкается на всех своих соседей и хаотично, беспорядочно мечется. Соорганизовать эти молекулы, придать им единое направление, придать им целеустремлен­ность, порядок — вот в чем заключается дело. И когда человеческие воли будут организованы в единство, будут действовать как согласо­ванный пучок энергий, то, может быть, ничто не в состоянии будет им про­тивостоять».

Индустриализация: труд – смысл жизни, дисциплина – основа, гордость - результат

Сталинское время индустриализации 1930-х внесло свои коррективы в образ нового человека. Идеалом стал человек подчиненный дисциплине, без которой не реализовать масштабные проекты. Государство поддерживало это наказаниями и поощрениями. Формировался человек, чувствующий себя частью чего-то большого. Важнейшими качествами стала коммунистическая идейность, партийность, преданность идеалам партии, труд как цель и смысл жизни, коллективизм, беспредельная преданность социалистической многонациональной Родине. В пропаганде на первый план выдвигается необходимость формирования ответственности за страну, грамотность и начитанность, неприхотливость, готовность к трудностям ради общего большого дела. Самое главное, у человека появляется чувство гордости за свою страну и ее огромные достижения: строительство заводов, фабрик, ГЭС и др., формируется чувство приобщенности к великому настоящему и к великому будущему - строительству коммунизма.
В июле 1930 года Александра Коллонтай, на тот момент советский посол в Шве­ции, писала, как она сожалеет, что не может находиться в СССР:
«Я вижу, как Союз лепит по-своему глыбы истории, преодолевая веко­вые препятствия, создает новый пласт истории, на котором будущие поколения осуществят все смелые мечты нашей юности. <…> Новый быт коммунизма перевоспитает, пересоздаст человека. Новый человек будет индивидуальным творческим чутьем и талантами усовершенст­вовать этот быт, где уже не будет столько проблем экономики и на первый план выйдут вопросы взаимоотношения людей между собою и вопрос человека и коллектива, т. е. новая мораль».

Сталин возрождает интерес к истории страны


В 1930-е Сталин выступил против исторического нигилизма к прошлому. Он проводил идею, что революция свершилась в стране, у которой великая история. Именно Сталин настоял на включении изучения предмета «История» в школы и вузы. Он понимал, что на фоне растущей угрозы новой войны, народ должен знать героическое прошлое своей страны.

Идеология цементировала общество и давала уверенность в будущем

Бухарин в 1937 году писал: «...личность растет в обществе и вместе с обществом, как целостная, все более содержательная, с бесконечными возможностями развития своей индивидуальности и все более многообразной жизнедеятельностью».
Выстроенная идеологическая лестница: октябренок-пионер-комсомолец-коммунист позволяла закладывать и поддерживать единые для всей страны ценности, поддерживать преемственность поколений, но самое главное - цементировала общество. Люди ощущали себя частью чего-то большого, была уверенностью в завтрашнем дне, появилось чувство предсказуемости и понятной цели в жизни.

Грамотный обучи неграмотного

Советская идеология направлена была на то, чтобы воспитать идеального, высоконравственного человека в мировых масштабах. Но это невозможно сделать, когда 75% населения не умеет читать и писать. Борьба с неграмотностью стала для советской власти одной из главных задач.
В 1919 г в разгар Гражданской войны Совет народных комиссаров издал декрет о ликвидации неграмотности – в стране начали массово открывать пункты ликбеза, запущены программы «Долой неграмотность», «Грамотный обучи неграмотного». Основными принципами советской власти в этом вопросе были: единая система обучения, общедоступность и бесплатность образования, и, что очень важно, учет национальных особенностей - 40 народов СССР получили свою письменность.
Только в 1933-1937 гг. в СССР открылись более 20 тысяч новых школ. Во время переписи населения в 1926-м году процент грамотных в возрасте 9−49 лет составил 56,6%, во время переписи 1939-м — грамотных было уже более 80,2%, а среди молодёжи, то есть людей до 30 лет, уровень грамотности доходил до 98%.

Культура в авангарде формирования нового человека

Культура, литература и периодика стали одним из главных проводников новых идей. Ставку сделали на детей и молодежь. В 1924 году в составе советского Госиздата был учрежден специальный Детский отдел, который возглавил Маршак. В создание детских книг и журналов были вовлечены лучшие писатели того времени: Гайдар, Маяковский, Горький, Хармс и другие.
Новая литература задавала новые образцы поведения. Так противопоставлялись октябрята, пионеры, комсомольцы и враги советской власти - «беспартийная молодежь». Эта идея отражена в произведениях А. Барто «На заставе» (1936) и стихотворении С. Михалкова «Граница» (1937), в «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (1933), повести «Судьба барабанщика» (1938) А. Гайдара и др. Юные читатели делали выводы, что настоящий юный Ленинец должен быть готов принести в жертву свою жизнь в борьбе с Буржуинами и ни в коем случае не выдать Военную тайну (Мальчиш-Кибальчиш), быть бдительным и бороться со шпионами (восьмилетний Сережа, «юный барабанщик»), стать «ворошиловским стрелком», помощником пограничников и др.
Ребенок или под­росток воспринимался советской властью как союзник или опора, как более совершенный человек. В 1920-е звучала мысль о том, что ребенок может помочь родителям понять и принять новый мир. Так в журнале «Пионер» №10 за 1924 год вышла статья «Как работать в семье?», в которой говорилось, что в обязанности сознательного пионера должно было входить:
«Отучить от битья ребят разгневанным отцом или матерью… Толкать родных к выписке газет… Вести агитацию в семье за поддержку ком­пании „Золотой заем“, МОПР, Доброхим… создать дома красный уголок».
Если же родители оставались на своих старых убеждениях или представляли классовых врагов - нередко происходили трагические случаи отречения детей от родителей (история с убийством Павлика Морозова 1932). Рассказы того времени, как «Савоськина жизнь» Никифорова, где пионер восстает против религиозных догм, или «Ленинский значок» Голдберга, где отец запрещает сыну быть пионером и тот сбегает, как раз показывали разрыв детей с семьей на идеологической почве, когда дети мечтают стать новым человеком, а родители им препятствуют.
В литературе героями становятся простые люди из народа, которые пытаются найти свое место в стремительно меняющемся мире, как у Шолохова в романе «Тихий Дон». Зажигает всем своим подвигом и стойкостью духа герой романа Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин, который стал идеалом для подражания для нескольких поколений советских людей.

Кинематограф для нового человека

В 1920-е и особенно после 1930-х, когда в кинематограф пришел звук и с экранов зазвучали не только голоса, но и патриотические песни – кино стало важной составляющей идеологической работы с обществом. Кинематограф не только рисовал образ счастливой страны, но и поддерживал чувство уверенности в ее благополучном будущем. Он же напоминал советским детям и молодежи, «кому они обязаны таким своим уникальным для всей человеческой истории счастьем и как важно это счастье и советскую страну беречь и охранять от врагов". Подрастающие поколения получали устами героев вполне определенные нравственно-психологические установки: «бить в хвост и в гриву всякого, кто сунется на нашу землю» (фильм «Трактористы»), иметь «великую ненависть к нашим врагам, несокрушимую веру в нашу победу и великую любовь к народу, к партии!» (фильм «Великий гражданин»). Им внушали уверенность, что «В целом мире нигде нету силы такой, чтобы нашу страну сокрушила!» (фильм «Если завтра война…»), «Чужой земли мы не хотим ни пяди. Но и своей вершка не отдадим!» (фильм «Трактористы»).

Спорт. Советский человек – гармонично развитая личность

Спорт являлся одним из основных инструментов формирования нового советского человека.
В 1918 г. был создан Всевобуч, включавший структурный отдел физического развития и спорта, отвечавший за физическую подготовку допризывников и военнослужащих Красной Армии.
После окончания Гражданской войны задачи спорта расширились. С одной стороны, в период индустриализации требовались физически развитые, крепкие и здоровые люди, которые смогут продуктивнее трудиться. С другой стороны, спорт также призван был решать еще более возвышенные задачи и способствовать гармоничному развитию советского человека, в котором все должно быть прекрасно. Кроме того, физическая культура и спорт оказались подходящим методом для отвлечения трудящихся от пьянства, курения, хулиганства, следования религиозным догмам.
Спорт играл также воспитательную роль. «Советский труженик, включивший спорт в свой досуг, семантически связывался с образом сознательного образованного рабочего… Физическое развитие должно было проходить параллельно развитию культурному» - писал Луначарский.
В 1920 учрежден Высший совет физической культуры. Постепенно физическая культура стала неотъемлемой частью жизни советского человека, что нашло отражение в фильмах, книгах, живописи, скульптурах, филателии. Были разработаны программы по закаливанию детей, досуг был наполнен лыжами и конькам и др.
С 1931 начали проводиться парады физкультурников. На параде физкультурников в Москве в 1935 г. Сталин был назван «лучшим другом пионеров», а в 1936 г. впервые появился лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».
Выход на экраны в 1936 г. первого полнометражного советского фильма о спорте - «Вратарь», снятого на киностудии «Ленфильм», вызвал небывалый интерес к футболу и расставлял правильные приоритеты – сперва труд, а потом досуг. Перед самой войной, в 1941 вышел фильм «Боксеры», снятый на Одесской киностудии, доносивший идею превосходства советского строя, что было важно накануне войны.
Великая Отечественная война требовала новых образов и героев – об этом много сказано (продолжу тему в следующих статьях).
Серьезные идейные изменения начинаются с периода правления Хрущева, когда частное и личное начинает вытеснять общественное. Происходит постепенная смена заложенной Сталиным идеи нового человека. Это глубокая тема и о ней я тоже расскажу в следующих статьях.
В 1974 г «Политиздатом» была выпущена книга «Советские люди», объявившая, что Советский Союз – первая на земле страна свободы трудового человека и родина «нового, высшего типа человека разумного – Хомо Советикус». Авторы книги заявили о создании в Советском Союзе высшего типа Homo Sapiens – Homo Soveticus. В 1976 г. На XXV съезде Брежнев сказал, что советский человек – важнейший итог прошедшего шестидесятилетия. Впервые в истории развития общества на практике был осуществлен уникальный социальный эксперимент по созданию «нового общества», «нового человека», который длился почти столетие, в котором были задействованы миллионы людей.
Сегодня, глядя на этот эксперимент с высоты времени, можно сказать: во-первых, советский эксперимент состоялся и был успешен, во-вторых, он показал, что создать нового человека и новое общество возможно, и в-третьих, что есть самое главное, советский путь создания нового человека, в отличие от выбранного фашистской Германией, верный, потому что именно советский человек победил в 1945 фашизм. Как показывают современные события – победил, но не уничтожил. История повторяется. Пришло время нового Русского человека. Источник https://dzen.ru/a/Y_iFxqTgzUCgwE_G?share_to=link
← Однокласникът Когда и солдаты плачут. Ф. Перонкова →

Комментарии