Болгарская песня. И. Серт

0
Голосов: 0

487

Болгарская песня. И. Серт
Исторические песни.
Народное творчество, в сущности, является отражением в художественных образах жизни народа в её целостности. Предметом того или иного жанра народного творчества может быть лишь человек и окружающая его действительность. Так как народный поэтический коллектив на протяжении веков отражал в своём творчестве эту "действительность", то и все сюжеты, образы, даже совокупность чувств и настроений, связанных с нею, имеют исторический характер и связаны с политической жизнью страны:рабство, войны против захватчиков, революционные движения, восстания.
Историческая песня в одной или другой степени отражает политическое прошлое данного сообщества, его географическое местопроживание, внутренние или внешние причины, повлиявшие на те или иные общественные перемены, преображения.Но было бы ошибочным исторические песни рассиатривать, как исторический аргумент. А.М. Горький заметил, что фольклор своеобразно сопровождает историю и что нельзя знать историю народа, не изучив его поэтические произведения.
Историческая песня, зафиксированная в собрании болгарского фольклора, появляется в конце 14 века, вначале 15-го. Нельзя допустить, что фольклор и историческая песня не существовали и раньше, но трагедия постигшая болгарский народ в 1394 году, настолько была ужасающей, что вытеснила из народной памяти воспоминания о прошлом.
Не пускаясь в исторический экскурс, здесь можно отметить, что в 1328 году византийский писатель Никифор Григоре, направляясь с миссией в Сербию, слушал "жалобные песни" от, сопровождающих его, болгар. В песнях славились подвиги юнаков. Как исполнялись эти юнацкие песни видно из впечатлений писателя, полученного от эха горных пропастей и ущелий во время пения: "как будто одушевленные, подхватывали их голос и, повторяя его со всей точностью, отвечали певцам так, как это происходит в хоровом пении: на запев отвечается соответствующим припевом.
Существуют и другие сведения о величеи исторических песен в раннем средневековье.
Мне удалось записать пять исторических песен. Песня №54 является прекрасным документом, свидетельствующим не только о наличии певцов и песен в прошлом, но и о высоком мастерстве исполнителей.В песне речь идёт о некоем царе, который просит слугу спеть, повеселить его, развлечь во время трапезы. Мы знаем. что последним баолгарским царём до падения Болгарии под османское иго был Иван Шишман. Следовательно, случай, рассказанный в песне,относится к эпохе до 1394г.
Певец по требованию царя должен обладать сверхестественными способностями:из одного рта должны звучать одновременно два слова, из одного горла-два голоса.Народный певец отказывается петь не потому что это ему неподсилу, а потому что ему нужно строить в новом селе церковь, на бурной речке- мост, а в степи-колодец. Царь обещает одолжить ему денег, лишь бы он развлекал его сейчас своими песнями. Без сомнения, что певец,обладая большим певческим талантом, что это его качество служит ему средством для пропитания. Кроме того, можно предположить, что "царские певцы" являются в известном смысле профессионалами в создании эпических форм народной поэзии.
Любопытна песня № 57. Представляется трудным определить к какому историческому периоду относится её сюжет, но, судя по содержанию, она связана с царствованием Константина Тихи, который вступает на престол в 1267 году, то есть за век до завоевания османами Болгарии. Песня начинается ссорой болгарина и турка, стремившихся опередить друг друга при входе в церковь. На пороге они причастились, но бог почему-то разгневался и вызвал сильный ветер. Разбушевалось Черное море и "белый" Дунай. Волны поднимались до креста на церкви. Внезапно на куполе церкви появился голубь, выпустивший из клюва "белый лист" с "чёрными буквами" и чтобы болгарин и турок отнесли его попу Никола. Но поп передаёт письмо царю Костадину и просит его прочитать. Царь, читая письмо проливает горькие слёзы:ведь, в письме написано о том, что пришёл конец его царствовнию и конец святому делу попа Никола. Далее должен говорить поп Никола, но у меня окончания песни нет.
Но и из имеющегося текста можно сделать некоторые выводы. Во-первых,можно предположить, что песня создана после османского нашествия, так до этого события на Болгарию регулярно нападали татары и хан Ногай даже был болгарским царём. Из истории известно, что царь Костадин не сумел организовать отпор татарам и это проделал позже пастух Ивайло. Во-вторых, создавая песню во время турецкого ига, народный поэт, под влиянием османского гнёта вводит в сюжет турка, а не татарина. Можно предположить, что турок введён в готовую песню вместо татарина . Кроме того, в 13-14 вв. достигает своего расцвета богомильская идеология, преследуемая официальной церковью. В песне голубь с письмом является как бы посланником бога. Возникает вопрос:не наказывается народ порабощением свой страны за то, что богомилы осквернили храм божий-церковь ?
Как бы то ни было, но народным поэтом запечатлён в песне один из исторических моментов, связанных прямо или косвенно с падением Болгарии под османское иго.
Царям необходимо иметь войско для того, чтобы защищать свою страну от захватчиков. Частые войны вызывали необходимость поплнять состав армии и это усиливало страдания населения. Если у пожилого отца нет сына, чтобы отправить в армию, он должен дать деньги. Если нет денег-должен сам отправиться (№ 56). Герой этой песни старик, кроме трёх дочерей ничего не имевший:ни денег, ни сына. Из-за преклонного возраста не может и служить в царской армии. Тогда младшая дочь вызывается вступить на службу к царю, переодевшись в юношу.
Песни №22, 23 относятся непосредственно к эпохе османского владычества. Стоян возвращается домой из Цариграда и узнаёт, что турки увели его жену Русанку.
В песне №23 народный поэт с большой художественной силой рисует трудное, безправное положение болгарского народа в период политического рабства и принимавшее чудовищные, нечеловеческие формы. Тодорка по приказу турка, ведущего болгарских женщин в рабство, должна оставить ребёнка в лесу, сделав ему колыбель между двумя соснами. Она в последний раз обращается к ребенку со следующим монологом:
Турчин отдолу идеше,
Много робини караше.
Напред Тодорка вървеше
Турчин Тодорке думаше:
-Тодорке,млада робиня
Я хвърли детето от ръце!
Тодорка нищо не думаше
Тя си из гора вървеше.
И на дървета гледаше,
Де има дърво високо
На дете люлка да стори.
Видяла дърво високо,
Отпасала синя престилка,
Отпасала пояс копринен
И му люлка сторила,
Дамянчо на люлка турила.
Турила и го залюляла,
И на Дамянчо думаше:
-Синко,Дамянчо,Дамянчо
Тва ша ти е последно люляне
От майчина милна ръка.
Когато кошута замине-
Тя ша ти,синко,надои,
,когато дъждец повали-
Той ша ти,синко,окъпи,
Когато вятър задуха-
То ша те синко,залюля,
Да растеш да пораснеш
До пълни години-
Да тръгнеш,синко,по села,
По села и по градища,
За мене,синко,да питаш,
Та да ме,синко,отървеш
От това пусто робство
Народные певцы подробно изображают произвол и злодеяния турецких разбойников,но над всеми несчастиями и страданиями поднимался героизм и стойкость болгарина и болгарски, которые вопреки невообразимым страданиям отстаивали честь нации.
Исторические песни- это величественный и мрачный документ пятивекового борьбы болгарского народа за сохранение и утверждение своего права на свободную жизнь. Эта борьба, начавшаяся с первых дней рабства, нашли своё отражение в хайдукских песнях.
Хайдукские песни
Хайдукские песни представляют собой продолжение и часть исторических. Если в исторических песнях и других песенных жанрах народного творчества изображается страдания бесправное положение народа, то в хайдукских-его протест, упорная борьба и возмездие за все преступления, совершаемые поработителями. Слово "Хайдутин" имеет значение "вооруженный человек". В узеом значении-разбойник или борец за справедливость.
Хайдуки в Болгарии появляются довольно рано, еще до завершения османских завоеваний в Европе. В исторических документах упоминается имя Павла Бакича из Фракии, который с 300 болгарами сражался у стен Вены с турками.В султанских ферманах упоминается факт жестокого подавления Пиротского восстания в 1565 году, когда хайдукские отряды продолжали борьбу против беев.Турецкий путешественник Е.Челеби подробно рассказывает о том, что ему приходилось вести переговоры о свободном пропуске с 500 хорошо вооруженных юнаками, встретившими его на Шипкинском перевале на пути в Габрово.
В Восточном архиве Народной библиотеки в Софии найдены документы 16,17,18 вв.-высочайшие ферманы о преследовании хайдуков, которые своими действиями постоянно доставляли властям неприятности. Многочисленные судебные документы 17 века свидетельствуют о размахе хайдукских движений в городе Битоля. В 18 и 19 веках появляется много имён хадукских воевод. В 1760 году в окрестностях Сливена действует Христо-воевода, хайдук Велко. В Средних Родопах- легендарный Караджа. Не сходит с уст народа героические имена Чавдар-воеводы и его байрактара Ладуна, Калифара, Ангела-воеводы и др.
В обстановке всеобщего возрожденческого подъёма во второй половине 19 века хадукское движение созревает политически и принимает форму партизанских отрядов. К наиболее известным именам руководителей этих отрядов относятся: Филип Тотю, Панайот Хитов, Стефан Караджата.
Хотя и с помощью хайдукской тактики они всё же подготавливали свержение Османской империи и создали моральные предпосылки для Апрельского восстания.
Хайдукское движение сначала возникает как месть за личную обиду. Капитан Петко-воевода теряет брата, которого убивает бей. Петко не опускает покорно голову, а берёт в руки ятаган и расправляется с беем и затем уходи в горы, собирает дружину и в 103 боях с турками выходит победителем, мстя не только за брата, но и за всех оскорбленных.
Хайдук Велко три года томится в тюрьме за отказ принять ислам. Ангел-воевода 30 лет заставляет дрожать от страха только от упоминания своего имени только из-за того, что был оскорблен, проходившими мимо, турками.
Среди многих мужских имён исторические предания и народные песни упоминают и ряд женских. Эти премеры говорят о том, что если женщина становится хайдуком, то она не плетётся позади отряда, а сама его ведёт. Наиболее известны имена Борянки, Янки и легендарной Румяны.
В моём сборнике есть несколько хайдукских песен,сохранившихся в памяти и бессарабских певцов.
Эти песни, как я заметил, и до сих пор вызывают у слушателей гордость за народных героев. Особенно популярна песня о хайдуке Тетунчо. В песне выражена одна из основных особенностей хайдукской жизни: хайдук-это человек полностью посвятивший свою жизнь делу борьбы с инородным игом. У хайдука нет личной жизни, нет семьи, нет дома. Его дом-зеленый лес и горы. Хайдук не помощник матери на старости лет, он не может ухаживать за ней, вести хозяйство. Став однажды хайдуком, он уже не может вести осёдлый образ жизни обыкновенного сельского жителя. Жесточайшие преследования турецких властей не дают покоя хайдукам и это обстоятельство еще больше воспламеняет огонь борьбы с османскими поработителями.
Вот, Татунчо пришел навестить старушку мать и она просит его остаться дома:
Сине, Татунчо, Татунчо,
Хайдутин майка не храни.
Хайдутин майка не гледа.
Прордай си сабя франгиня,
Купи си рало и волове,
Та ори, сине, та сей.
Татунчо послушал мать. Теперь он пашет и поёт хайдукские песни, но султан велел своим людям найти Татунчо и они застают его в поле.Одним взмахом сохи он убивает весь отряд, затем приходит домой, прощается с матерью и уходит в балканский лес, обращаясь к нему:
Горо льо, горо зелена,
Девет години хранила
И още девет да храниш.
Народные певцы не рисуют подробную картину боевых схваток. они наделяют своих персонажей самсоновской силой, которые одним замахом уничтожают сотни врагов. Гиперболизация силы хайдукских воевод служили примером борьбы и призывом для молодёжи в хайдукские отряды.
В другой песне мать просит Янку снять с себя хайдукскую одежду, переодеться в девичью и сходить на посиделки. Янка приходит на посиделки и запевает песню о том, что мол, вы здесь отдыхаете, у каждого парня есть зазноба, вы поёте и веселитесь, а лес полон хайдуков, чтобы мстить чорбаджиям. Девушки опустили головы, а парни запели:
Хайде да идем във тае гора зелена,
Хиляди хайдути да бъдем
Със тае Янка воевода.
Сами условия хайдукской жизни приводили к тому, что они были связаны тесно с пастухами, кои становились связными, снабжали хайдуков продуктами, а затем и сами вступали в хайдукские дружины. Сегодня они пастухи, а завтра уже будут хайдуками с острыми саблями в руках. Уходят в лес, сним говорят, к нему обращаются. Лес-это цитадель хайдуков.
В другой песне девушка приходит тайной тропинкой к своему любимому, доставляя ему патроны и оружие. Но ожидается облава на их село, и она просит его приготовить для неё хайдукскую одежду.
Турецкая колонизация все больше расширялась, и вместе с этим расширялся захват земель. Народ настолько был унижен, что специальным приказом определялись отличительные знаки и одежда для данной области, запрещалась езда на коне, ношение оружия и т.п Бесплатный принудительный труд превращается в закон, произвол -в систему и таким образом османские феодалы неслыханно богатели. Некоторые болгарские чорбаджии,находясь на службе, также эксплуатировали свой народ. Хайдукские отряды восстанавливали равновесие в материальном распределении, нападая на поместья турецких беев и болгарских помещиков.
В песне рассказывается о том, как приходят ночью хайдуки в дом Бальо и спрашивают его, кто в селе боярин. При этом хайдуки его связывают и угрожают смертью. Бальо указывает на свою сестру-вдову, обманом заставив её открыть ворота хайдукам. Они отбирают у неё золото и угоняют овец. Трудно понять в данном случае позицию народа в отношении хайдуков. певец в спокойной, повествовательной манере излагает какое-то событие, не выражая своего отношения к нему. Надо думать, всё же, на первых этапах развития хайдукского движения были случаи и простого ограбления, и это оставляло в народном сознании отрицательный след.
В других случаях певцы рисуют благородство хайдуков, героями и бестрашными знаменосцами отряда легендарного Чавдара-Лалуш и в песнях его называютласково:Лальо, Лалчо,Лалунчо
← Могучий иврит. В. Бершадски Битвата за образа на Дякона →

Комментарии 1