Махала на махалу

0
Голосов: 0

1541

Махала на махалу


Очерк о «советском» уличном бандитизме.

Старшее поколение советских людей чётко помнит, что в те времена наряду со «строительством коммунизма» в городах и сёлах имело место такое странное явление, официально называемое «уличное хулиганство». Однако удивительным образом в любой период времени всегда появлялся «король» города или села со своей свитой, особенно обнаружившейся возле тацплощадок и организацией множества драк, ограблений и преследования беззащитных девушек. В кинозалах и на концертах эта категория молодёжи терроризировала и зрителей, и организаторов. Были «короли» и в школах и с этим надо было считаться каждому пацану. При перемещению по чужой махале надо было быть готовым к драке или иметь проводника. Атмосфера тревоги всегда присутствовала и на вокзалах, поездах.
И внезапно с «перестройкой» это явление исчезло. С моей точки зрения «уличное хулиганство» в СССР не было стихийным явлением, а подстрекаемое подпольными организаторами. С выходом из тюрьмы многие заключенные тут же организовывали банды и тем самым отмечали своё возвращение. Предлагаем вашему вниманию очерк измаильского автора К. Черкасского.
[/b]
Это началось примерно в начале 70-х го¬дов прошлого века. Именно тогда босяки ре¬шили собираться в стаи, в темных закоулках Измаила, для культурного времяпрепровож¬дения. Кто был первым основателем этой за¬мечательной идеи, история умалчивает.
«Бегать за Магалу». — Так называлось это движение. И среди подростков того времени было престижно принадлежать к одной из банд микрорайона — чем сильнее твоя Магала, тем выше твой социальный статус среди сверстников в городе.
«Откуда ты? С какой Магалы?» — Это первые вопросы, которые задавали твои сверстники, повстречав тебя поздно вечером, к примеру тогда, когда ты провожал свою лю¬бимую девушку домой. И не дай Бог тебе случайно оказаться с враждующей Магалы. Если ты не мастер спорта по забегу на стометровую дистанцию, а твой дедушка, когда ты был маленьким, учил тебя играть на гармош¬ке, вместо того, чтобы обучать смертельным приемам борьбы Джиу-Джицу, то неприят¬ностей тебе не миновать. В лучшем случае, ты отделаешься несколькими шишками на голове, фонарем под глазом и депрессивны¬ми мыслями о том, что зачем ты связался с этой дурой. Ну а в худшем случае, твое ро¬мантическое путешествие в чужой район могло закончиться двухнедельными, неза¬планированными каникулами в отделении травматологи ческой реанимации
ДРАКА
Еще с давних времен на Руси развлекались подобным образом, устраивая массовые ку¬лачные бои по большим праздникам. А зрели¬ще это такое, что просто дух захватывает.Часто бывало так, что враждующие сторо¬ны договаривались о месте и времени прове¬дения массовых боев без правил. Но, как ска¬зал один китайский мудрец, война - это путь обмана. Поэтому было и по-другому: ка¬ждая Магала старалась где-нибудь подкараулить бойца вражеского района и отбуцкать. Внутри костяков бригад не были чуждыми такие случаи как:
грабеж (гоп стоп);мелкое воровство;хулиганство;неповиновение властям;нанесение телестных повреждений;употребление спиртных напитков.
Наркотики в то время еще не продавались на каждом углу, как сегодня. По моему мнению, употребление алкоголя в больших коли¬чествах, было самой большой проблемой. Многие из тех, кто тогда пристрастился к спиртному до сих пор не могут остановиться.Да и совершая какие-нибудь глупые поступки, подростки-то и в трезвом состоянии не всегда задумываются о печальных последствиях, а в пьяном и подавно — могут нало¬мать таких дров, что потом будут жалеть всю оставшуюся жизнь.Стоит отметить, что боевой клич, перед началом драки стенка на стенку, в те времена у шпаны был такой, например - "Садик - гроб" или "Балка - гроб" Это как правило выкрикивал главарь той, или иной шайки и означало это, что незамедлительно нужно ринуться на противника.
ОБЫЧАИ
В среде таких вот сообщников существова¬ла своя субкультура, свои законы и порядки. Практически во всех бандах они были схожи между собой. В обязательном порядке все, кто принадле¬жал к Магале, должны были собираться раз в неделю в определенном месте, где-нибудь на окраине своего микрорайона, например, в лесопосадке. Особенно ты не имел права пропускать сборы без уважительной причины, когда на¬мечалась массовая драка, за это строго нака¬зывали, могли даже и выгнать из толпы, что считалось очень позорным. Численность толпы могла достигать до 200 человек. В нее входили подростки не старше 18 лет, девушек в толпе не было (не женское ото дело — морды бить, для этого и существу¬ют мужчины).
Толпа разделялась на две части, старших и младших, старшие собирались отдельно, младшие отдельно. Когда приходило время старшим уходить в Армию или в крайнем случае в тюрьму, то младших переводили в старшую группу. Для того, чтобы начать бегать за Магалу, тебя должен был туда привести тот, кто уже бегал за Магалу, а также за тебя должны бы¬ли поручиться несколько человек, которые тебя хорошо знали. Если в будущем ты не оп¬равдаешь доверия, то спрашивали и с тех, кто за тебя ручался. А в принципе, если за то¬бой не числилось никаких дурных поступков и никто из толпы не был против, то ты при¬нимался в братство.
Чтобы тебя можно было как-то отличить от других двуногих аборигенов, тебе необходи¬мо было представиться. Ты имел право за¬быть свою фамилию, имя и отчество, но кличку — никогда. В толпе у тебя должна бы¬ла быть кличка — это святое. Ты ее мог полу¬чить в детстве, в школе или на комсомоль¬ском собрании. И если у тебя не было клич¬ки, то толпа эту неприятность поправляла очень быстро. Причем кличка настолько со¬ответствовала и подходила ее хозяину, что он не мог от нее избавиться до глубокой ста¬рости. Например: Вася Бражка, Валера Лакаторы, Юрчик-Пердунчик, Коля Гармонист, Серега Кривоногий, Саша Бегемот. Никто никогда не обижался на народное творчество толпы и каждый с достоинством носил свое прозвище.
На сборах выносились различные вопросы и проблемы, которые решались сообща. В самой толпе был главарь, которого все называли Водила. Выбирался он путем голосования, за кого проголосует большинство тот и будет управлять толпой, пока не уйдет в Армию. Водила должен был быть примером для всех остальных. Это, как правило, человек с задатками лидера, обладающий орга¬низаторскими способностями, который при драках стоит в первых рядах, а не прячется за спины товарищей.
Не так уж и просто управлять большой тол¬пой. Для более эффективного самоуправления Водила выбирал себе двух помощников, а также назначал вышибалу, функция которо¬го заключалась в том, чтобы наказывать тех, кто провинился в той или иной ситуации, пу¬тем рукоприкладства. Задача Водилы состояла в том, чтобы под¬нять толпу, то есть сделать ее более дисцип¬линированной, организованной и сильной, но не у всех это получалось. Это мы видим по тому, как в разные годы гремели разные бан¬ды.
Основной свод правил, которых старались придерживаться все:
- в милицию за помощью не обращаться;
- между своими не враждовать и не драть¬ся;
- защищать свою честь и честь своей Магалы всегда и везде;
- стоять друг за друга, по принципу один за всех и все за одного;
- постоянно посещать сборы, особенно Ге¬неральные, когда намечалась драка с враж¬дующей стороной;
- проявление трусости позорно, за это на¬казывали и выгоняли;
- сельских жителей, которые учились в го¬роде в толпу не принимать;
- рыцарского отношения к девушкам лег¬кого поведения не проявлять;
- с мирными и богобоязненными жителя¬ми города в драки не ввязываться.
Еще сборы проводились для различных и регулярных массовых пьянок и всевозмож¬ных майовок. Все вместе скидывались на ви¬но, а закуску каждый приносил из дому. Скромно, но зато было весело. А когда одна Магала заключала перемирие с другой Магалой, то устраивали товарище¬ский футбольный матч и большой совмест¬ный пир, где обсуждались философские воп¬росы о том, как долго продержится этот мир.
ПРОВОДЫ В АРМИЮ
Когда кто-то из Магалы уходил в Армию, то это было большое событие. Много вина и ог¬ромные палатки с накрытыми столами с едой — как же не порадоваться такому событию. Провожали дружно, всей толпой, с шумным подбрасыванием на руках, аж до самого поезда. Только был один случай, как однажды те кто подбрасывали будущего солдата, немного перепили и не успели его словить. Бедный парень, я думаю, он еще долго вспоминал недобрым словом тех неуклюжих провожатых.
Не только дискотеки становились местом для разборок. Такие места, как военкомат и железнодорожный вокзал, тоже были местом встречи, которое изменить нельзя. Тем более был повод показать уходящим в Армию, что на их место пришли достойные. Те, кто отслужил в Армии, в драках уча¬стие уже не принимали. И носили они почет¬ное звание «Старики». Старики всегда пере¬живали, чтобы их детище не развалилось, поэтому всячески старались помогать сове¬тами, а кое-кто даже решал тряхнуть стари¬ной, идя на драку вместе с молодыми.
КОНЕЦ ДВИЖЕНИЯ
Закончилось это движение примерно в на¬чале 90-х годов. Перестройка, гласность и развал Советского Союза привели к тому, что все резко бросились зарабатывать день¬ги, кто как может. Откуда и почему возникло такое движение как массовые потасовки район на район, от¬ветить однозначно сложно. Ведь такое про¬исходило не только в одном Измаиле, а и по всей стране, называвшейся великим и могу¬чим Советским Союзом.
. Использованы материалы книги Кирилла Черкасского "Криминальный мир Измаила в натуре"
Махала на махалу
← Не плачь девчонка. И. Серт Старшина Шоп Тараклии (И.П. Беров) →

Комментарии 1