МИОРИЦА-предсказанная судьба молдаван

+1
Голосов: 1

1144

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Моя трактовка легенды: В Карпатском регионе, в местах проживания потомков древних даков,гетов, которых впоследствии стали называть русинами, гуцулами, молдаванами(светловолосые, голубоглазые) со спокойным, славянским добродушным характером появились дерзкие воинственные тюркоязычные угры (венгры, маджары) и сикуи (Вранча, Хуш), которые стали вытеснять молдаван из Придунайской низменности, создав ВАЛАХИЮ. Затем это противостояние продолжилось в противоборстве Валахии с Молдовой. В культурном аспекте это вылилось в экспансии латинского языка со стороны католической церкви в Венгрии, Трансильвании и лишь Штефан чел Маре сдерживал это процесс до появления османов. Но греко-фанариотское правление Дунайскими княжествами подвело к объединению Валахии и Молдовы в единое государство Румыния, где стал доминировать не миролюбивый характер молдаван, а агрессивный характер "венгерцев", а молдаванам отвели роль грустной массовки, а затем отняли этническое имя и перешли Прут...
Далеко за горами,
За горами-долами,
Где, как Рай, левада,
Проходили три стада
С тремя чабанами,
Молодыми парнями.
Один молдованин,
Другой вранчеанин,
А третий венгерец.
И этот вранчанин
И венгерский парень
В сторонку отбились,
Вдвоем сговорились
На закате убить,
Убить-погубить
Молдовского брата:
Живет-де богато,
Большие стада-то!
Псы его смелее,
И овцы жирнее,
И кони быстрее!
Но овечка серая,
Серая, белая
Пастуха жалеет,
Третий день все блеет,
Все не умолкает.
-Ты, овечка серая,
Серая, белая,
Что ты все блеешь?
Или ты болеешь?
Иль тебе, касатке,
Муравы не сладки?
-Ах, хозяин, надо
Гнать скорее стадо
В рощу, где прохлада.
Там трава для нас,
Там и тень для вас.
Позови собаку,
Ту, что рвется в драку,
Сильную и верную.
Ведь в пору вечернюю
Тебя хотят убить,
Убить-погубить
Этот вранчанин
И венгерский парень.
-Овечка моя,
Раз погибну я
На поле зеленом
Под высоким кленом,
Скажи, пусть вранчанин
И венгерский парень
Похоронят рядом
Меня со стадом.
Чтов слышно мне было
В тишине могилы,
Как блеют овечки
В загоне у речки.
Ты им так скажи,
А в гроб мне положи
Буковую дудку,
Что милую зовет,
Костяную дудку,
Что песню в душу льет,
Бузинную дудку,
Что пламенно поет.
Ветер в них подует,
Овцы затоскуют,
Станут в круг унылый
Плакать над могилой.
Им не говори ты,
Что лежу убитый.
Скажи, овца моя,
Что обвенчался я
С царевной прекрасной,
С невестою ясной;
Как свадьбу играли,
Звезды сияли,
Одна упала;
Солнце держало,
Луна подымала
Венцы над нами;
Были гостями
Чинары да ели;
Птицы нам пели,
Нас величали,
А горы венчали.
А если ты встретишь,
Если заметишь,
Как матушка ходит,
По полю бродит
В шерстяном кушаке,
Плачет о сынке,
Просит встречного,
Поперечного:
”Не видал ли ты,
Не встречал ли ты
Любимого сынка,
Статного пастушка?
Личико у сынка
Белей молока;
В усиках волос-
Что пшеничный колос;
Кудри у него-
Что вороново крыло;
Ясные очи
Чернее ночи”,-
Ты ее пожалей,
Про меня скажи ты ей,
Скажи, овца моя,
Что женился я
На царевне прекрасной,
Невесте ясной.
Но, моя отрада,
Говорить не надо,
Что, как свадьбу играли,
Ярко звезды сняли,
Да одна упала;
Солице держало,
Луна подымала
Венцы над нами;
Были гостями
Чинары да ели;
Птицы нам пели,
Нас величали,
А горы венчали.
← ДЕПОРТАЦИЯ НА ВЕЧНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ (1948Г.) Часть 2 Раскулачивание в Тараклии (1948Г.) →

Комментарии 2