В одной старинной книге я прочитал, что Господь поддерживает связь с каждым человеком языком обстоятельств, которые он ему подстраивает время от времени. Если человек делает правильные шаги и выводы, жизнь его складывается успешной, а если нет, то полна несчастий. В моём случае, кроме обстоятельств и, видимо, для надёжности и наглядности Всевышний использует и книги. Они попадались мне на глаза и в руки совершенно случайно.
Спойлер
Шёл 1993 год. Только что был расстрелян «белый дом» в Москве, был совершен государственный переворот уже в России и с помощью боевиков военной организации «Бейтар», а сам город переведен на оккупационный режим с помощью милиции и регистраций. Последняя надежда на восстановление СССР развеялась. В «свободных» республиках стали из библиотек массово выкидывать и вывозить собрания сочинений В.И. Ленина и К.Г. Маркса. Почему? Потому что они твердили о несправедливости диктатуры капиталистов и буржуазной культуры. А мы, всё-таки, не буржуйских кровей, и чтобы у нас не возникало мыслей о классовом антагонизме. Мы должна стать послушной толпой, управляемые «элитой», подготовленной этими самыми буржуями в специальных гарвардах. И, вот, однажды по какой-то неведомой причине, средь бела дня, в самую жару я очутился в примарийском дворе и увидел, что из здания бывшей партбиблиотеки какие-то работяги выносят охапками книги и швыряют их в тракторный прицеп. Для советского человека это обстоятельство вызвало бы культурный шок. Ведь, партбиблиотеку мог посещать далеко не каждый член партии. Заведующая библиотекой была из тех, кого называли «настоящими коммунистами»: честным и преданным идеалам справедливого общества. Её побаивались даже работники райкома партии, готовящие здесь доклады и лекции. И, вот, теперь заведующая партбиблиотекой с убитым видом стояла возле настежь раскрытой двери и наблюдала за концом «эры милосердия»-идеала, которому она посвятила свою жизнь вдалеке от родины и среди тараклийцев. Поскольку мы с заведующей были немного знакомы, я не мог равнодушно пройти мимо. Я поздоровался и формы ради спросил могу ли взять на память какую-нибудь книгу. Женщина словно ждала такое предложение, на минутку призадумалась и вытащила одну из книг в большой стопке возле двери. Книга выглядела солидно: красно-коричневый, твёрдый переплёт с тиснённой надписью и, слегка пожелтевшими с торцов, страницами. Приятная тяжесть увесистого тома внушала значимость дарованного приобретения. Дома я стал разглядывать свой неожиданный и необыкновенный армаган. « К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений». К этому времени «либеральные» пропагандисты уже вовсю наводили тень на плетень, утверждая, что К. Маркс был завербован мировой финансовой мафией, готовящейся с помощью пролетарских революций подчинить своих конкурентов- промышленных капиталистов и стать единоличными властелинами мира. А К. Маркс, значит, дал пролетариату идеологическое оружие в виде «Коммунистического манифеста». Однако, кроме того, что в данной книге произведения «ранние» и можно предположить, что молодой Маркс еще не мог быть «завербованным»,и искренне пытался вникнуть в тайны мироздания вообще и общественной жизни в частности. В предисловии написано, что эти произведения не были включены в предыдущее издание и печатаются впервые. А это март 1956 года. И всего две недели после известного, секретного доклада Н. Хрущёва о «разоблачении культа Сталина». Можно не сомневаться, что произведения, из подаренного мне тома, никогда не только до «широких масс» не доходили, но и до «ответственных работников», ошарашенных кампанией по борьбе с «культом Сталина», а затем и временами брежневского застоя в делах и мыслях. То есть, то о чём я сейчас напишу, никто кроме вас никогда не читал. До этого момента я интересовался всегда обществоведением и некоторые произведения К. Маркса читал и даже «Капитал». Но в памяти больше всего засел ответ молодого Карла на вопрос почему он уделяет столь пристальное внимание капитализму. Оказывается, основным мотивом для погружения в материалистическую философию и политэкономию были вековые гонения и погромы, коими подвергались его соплеменники во всех странах, куда они заселялись и проживали. Карл Маркс решил освободить своих сородичей от столь горестной судьбы и сделал вывод, что евреи получат свободу только со смертью капитализма, чьим проводником и является еврейская торговая, финансовая знать, интеллигенция и «библейский проект» глобализации. Вот как гимназист Маркс понимал выбор своей деятельности: « Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным, великим человеком. История признаёт тех людей великими, которые , трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей; сама религия учит нас тому, что тот идеал, к которому все стремятся, принёс себя в жертву ради человечества, и кто осмелится отрицать подобные поучения?» Недаром поэты и писатели называли К. Маркса «Прометеем», который, как известно, спасал людей от произвола богов. Открываем том и натыкаемся на необыкновенную главу: « Частная собственность и коммунизм.Различные этапы развития коммунистических возрений. Грубый, уравнительный коммунизи и коммунизм как социализм, совпадающий с гуманизмом». Неожиданные словосочетания неправда ли? Читаем подробнее. Но нужно сразу отметить, что молодой Маркс был гегельянцем и во всей полноте использует диалектическую логику в качестве познавательного, мыслительного инструмента. Мы же, «широкие массы» и даже учёные пользуемся формальной логикой причинно-следственных связей. Эти логики различаются примерно, как планиметрия от стереометрии. В планиметрии окружность-это кривая линия круга-геометрической фигуры наряду с треугольником, ромбом, трапецией и т.п. А в стереометрии окружность-это проекция объёмного тела: шара, конуса или цилиндра ( даже бесконечной высоты). По этой причине наука, основанная на формальной логике-это «плоскостное» понимание жизни, а марксово видение-это «объёмное» понимание жизни. И не просто «объёмное», но и меняющееся во времени, как под влиянием объективных воздействий, так и вследствии эволюции «наблюдателя». Короче говоря, философский материализм К. Маркса даже для людей с высшим традиционным, университетским образованием и мощным интеллектом предмет откровенно малодоступный. К этому можно добавить перевод замысловатых понятий с немецкого языка и по этой причине совсем не удивительно, что «марксизм» в исполнении «комиссаров в пыльных шлемах» превратился в «мраксизм» и по образному выражению советского златоуста В, Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». И Советский Союз мало отличался от Российской империи, где «коммунистическая» идеология сменила православную. Для наглядности к вышесказанному привожу финальный абзац статьи К. Маркса: « Коммунизм есть положительное утверждение, как отрицание отрицания и потому он является действительным для ближайшего этапа исторического развития, необходимым моментом человеческой эмансипации и обратного отвоевания человека. Коммунизм есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего. Но коммунизм, как таковой не есть цель человеческого развития, не есть форма человеческого общества» Вы что-нибудь поняли?! А что тогда могли понимать «члены КПСС»? А кто тогда писал лозунги: «Наша цель-Коммунизм», «Вперёд к победе Коммунизма!» «Коммунизм-это молодость мира и его возводить молодым!»? Кто обещал «коммунизм» к 1980 году? Никитка Хрущёв. А он К.Маркса читал? В другом месте К.Маркс пишет, что коммунизм-это историческое движение человечества к гуманизму, через преодоление отчуждения его природной сущности. А в чем его природная сущность? Оказывается, в том, чтобы в результате исторического развития, которое есть порождение человека человеческим трудом и становление природы для человека. То есть нет никакого божественного бытия…Человек и рожает и создаёт себя сам в процессе трудовой деятельности. И опять лозунг «Владыкой мира будет труд!» Но «труд» и «работа» также соотносятся, как «свобода» и «рабство». Далее становится еще сложнее. Коммунизм есть и преодоление частной собственности и насколько я интуитивно понимаю «частная собственность», возможно, неудачный перевод с немецкого такого явления как «частное материальное бытие», что означает принудительную изолированность человека от «общественного бытия» вследствие давления над ним государства, религии, брака, профессии, рынка, принуждающих его быть не собой (человеком), а играть роль гражданина, супруга, продавца, потребителя и эти вынужденные социальные маски и организационные обстоятельства воздействуют на его человеческую душу, как внешнее принуждение. А в некоторых случаях обитатель капиталистического мира лишён даже самых элементарных, животных потребностей: чистый воздух, пища, движения, семьи… И коммунизм, как движение к гуманизму и есть достижение гармонии между человеческими потребностями и природой. То есть «коммунизм» - это преодоление отчуждения «частного бытия» от «общественного». В нашей практической, реальной жизни это осуществляется через создании счастливой семьи. А вся эта борьба с частниками, раскулачиванием, «экспроприации экспроприаторов» ничего общего с марксизмом не имеют. А имеет место переход к государственному капитализму, к которому были склонны российские государственные мужи еще в царские времена, но им жестко противостояли московская гильдия купечества. Поскольку в госперевороте октября 1917 года большую роль играли троцкисты со своей провокационной идеей мировой революции, то русские большевики и Сталин были вынуждены использовать марксистскую риторику в деле спасения и возрождения Российской империи в виде Советского Союза. Это, разумеется, не умаляет выдающихся достижений советского государства и его идеологии на пути движения к гуманизму. Однако и реплика И.В. Сталина « Без теории-нам смерть!» оказалась пророческой.
случай 2 Незнайка из Цветочного города
2001 год. Наши дети выросли, перешли в иную возрастную группу молодёжи и появилась необходимость провести ревизию в книжном шкафу с перемещением учебников и детских книжек в более отдленные места на чердаке. Перебирая их, я наткнулся на книжку с содранной обложкой и надорванными страницами во многих местах. Уже приготовился откинуть её в кучу «макулатура», но глаз зацепился за слово «Незнайка» на первой странице. Всё-таки, Незнайка мой знакомый книжный персонаж из школьного детства. Вроде как ностальгия меня охватила. Цветочный город, Солнечный, Зеленый со всеми коротышками, Винтиками, Шпунтиками…
Спойлер
Такое чудесное произведение, настраивающее на добрые, счастливые дела и мысли…Теперь ясно, что советские писатели, как могли, исправляли неумелые или саботажные лозунги казённых идеологов в деле пропаганды среди широких масс что есть коммунизм, социализм и , вообще, какие черты у будущего. Писателю Н.Н. Носову это удалось описать в своём оптимистичном произведении про Солнечный город-прообраз коммунистического будущего В том будущем все обитатели, хоть и коротышки, живут сознательной, трудовой деятельностью на благо своего города и каждый по способности вносил свой вклад . Самый большой авторитет среди коротышек Солнечного города был учёный Знайка. А вот Незнайка-любознательный, неугомонный, вспыльчивый, ленивый, но добрый и отзывчивый. Но всегда попадал в нелепые истории и всегда пытался исправиться. Коротышки жалели недотёпу Незнайку, многое ему прощали , выручали и даже с помощью волшебных сил. Автор намекает, что и в будущем будет иметь место неравенство между «городом и деревней» и индивидуальных способностей. Но с этим Незнайкой все коротышки были вынуждены возиться, воспитывать и наставлять согласно коммунистической морали. Я уже не помнил, как сложилась судьба Незнайки , теперь невольно зачитался и обнаружил, что Незнайка не только не поумнел или хотя бы присмирел где-нибудь в колхозе у себя в Цветочном городе. Мог бы гусят пасти на лужку или пирожки жарить для своих более умелых и знающих коротышек. Так нет же! Незнайка решил стать космонавтом! И стал приставать с этим к руководителю Знайке. Тот, конечно, его отшил и потребовал отстать от него. Никакого блата у Незнайки не было, а добрый волшебник от него отказался.Однако Незнайка, хоть и необразованный был, но очень тщеславный, настырный и авантюрный. Снедаемый жаждой всем доказать своё «я», он подбил такого же дурачка и неумеху Пончика тайком пробраться в космолёт, сделать в нём селфи и запустить в интернете фейковую новость о полёте Незнайки на Луну. Здесь прямая аналогия с полётами американцев на Луну, но советские Знайки согласились помалкивать. Сначала всё шло по плану и удачно. Незнайка с Пончиком пробрались, в уже подготовленный к полёту, космолёт и стали в нём проказничать и случайно нажали на кнопку запуска космолёта, по уже заложенной Знайкой программой полёта в автоматическом режиме. Что случилось дальше судите сами из донесения спецслужбы: «На Луне все растения маленькие. Незнайка проголодался, гуляя по незнакомому городу, и поел в кафе. С него потребовали денег, у него их не было, он даже не знал, что это такое. Его посадили в каталажку. Там была странная система сортировки заключенных по размеру головы, носа, росту и др. Его сначала приняли за известного вора. В каталажке ему рассказывают о деньгах, пытаются забрать шляпу, знакомят с законами жизни капиталистического общества, рассказывают о Дурацком острове, куда ссылают всех нарушителей закона (они там превращаются в овец).» Что получается? Писатель Н.Н. Носов всё предвидел. И Незнайка-Горбачёв с Пончиком-Гайдаром всех нас запустил в космический полёт, и теперь Знайка-Путин пытается нас вызволить из Дурацкого острова…Но многие среди нас уже стали овцами и многих остригли.
Случай 3 Одесса. Куликово поле. 2014г. С Куликовым полем у меня связан и другой, прямо мистический случай. Однажды, перебегая через сквер под накрапывающим дождём мимо книжных развалов, спешно укрываемых продавцами, я приблизился на выходе из сквера к худощавой, пожилой женщине, похожей на учительницу. - Молодой человек! Пожалуйста, я вас умоляю…возьмите эти книги…бесплатно. Они слишком тяжелые, чтобы нести их домой, - и женщина указала на две толстые книги, завёрнутые в плёнку и лежащие на бетонном заборе. Это всё, что она надеялась продать.
Спойлер
Такое было время. На 7-й станции была будка, куда люди сносили книги ящиками. Прощание с культурой, которая казалась ненужной. Всё прошлое казалось ненужным, и ожидалось какое-то новое Солнце Жизни. А мне зачем эти книги? Работаем дотемна и сразу отбой. Дождь усилился, я схватил книги и помчался к трамваю. Женщина стояла под дождём и смотрела в мою сторону, словно она только что рассталась с щенками или котятами и хотела убедиться, что их не вышвырнули в первую же уличную урну. В общаге я пихнул книги в рюкзак и забыл про них до момента отбытия домой. Одна из них-романы Новикова-Прибоя я оставил, а другую- «Успех» Фейхтвангера, всё-же, в последний момент запихал в рюкзак. Уже дома я стал её читать и поразился насколько положение Германии в 20-30 х годах было сходно с положением Украины в наши дни. Чтобы сохранить своё положение и статус, германские «успешные» люди из числа бывших баронов и князей отдали немецкий народ в лапы мировых душманов. И далее всё было устроено с предельной подлостью и коварством: у Германии отняли Эльзас, Лотарингию, части Шлезвига и Восточной Пруссии. Германский «Донбасс»-Рур в качестве репарации временно отдан Франции. Немецкие солдаты- фронтовики, возмущенные предательствами в тылу, искали повод отомстить дельцам-воротилам , еврейским банкирам и коммунистам, пытавшихся установить советскую власть и своим интернационализмом разрушить немецкую нацию. Будущий Адольф Гитлер, работая на стройке разнорабочим, возмущался жестокой эксплуатацией рабочих работодателями. Так оформилась идея национал-социализма и вооруженные отряды штурмовиков. Затем был «поджог рейхстага» и установление крайней, нацисткой идеологии и фашистского правления. Американские инвесторы занялись выгодной индустриализацией Германии. Всё чаще раздавались речи о реванше, возвращении аннексированных земель и, наконец, созрел план Барбаросса с походом «нах остен». В рядах вермахта шли красноармейцы Власова, казаки Краснова и карпатские парни в дивизии с издевательским названием «Соловушка». Они шли освобождать свою родину от большевиков вместе с хорватскими усташами, которые специальными ножами, перерезали глотки 1,5 миллионам сербов, этнических собратьев. Но в Югославии никаких большевиков не было. А потом была украинско-польская Волынская резня и, наконец, 20 миллионов погибших мирных жителей европейской части СССР. Был самый настоящий геноцид русского народа. Да и немецкого тоже. «Белокурые бестии» миллионами погибали на фронте, а затем преследовались по всей планете. Немецкий дух германской нации навсегда угас. А что сегодня? Сначала Россия заняла Херсонскую область, потом оставила ее, и вот сейчас там сажают людей в тюрьмы "за сотрудничество с оккупантами". Учительница как ходила в школу преподавать биологию, так и ходила, не закрывать же школу в селе. Ан нет, теперь она будет 15 лет сидеть в тюрьме за то, что рассказывала ребятам, с какой стороны аппендикс, где печенка... Что же происходит с людьми?! Какие бесы в нем вдруг всплывают и становятся руководителями нации?
Случай 4
«Макулатурные книги»
У меня есть примечательная привычка, направляясь в центр Тараклии, проходить, как через двор бывшей школы, где сейчас библиотека, так и через само здание со стороны хозяйственного входа. Эта привычка сохранилась, как условный рефлекс со школьных времён, когда «старая школа» была целой вселенной. И пройти мимо неё, всё /равно, как пройти мимо родительского дома и не заглянуть в него. И, вот, однажды, я обратил внимание на большую кучу книг, списанных библиотекой и сложенных в углу коридора. В очередной раз Проходя мимо кучи, внутренний голос, неожиданно приказал поинтересоваться от чего нынче освобождается библиотека. Первая же стопка из перевязанных книг пробудила давно забытую страсть по приобретению «дефицитных» книг в советское время, когда в Молдавии издавались замечательные книги на зависть всему Союзу. Был период в Москве, когда такие редкие книги можно было обрести только по талонам за сданную макулатуру. И кто бы мог подумать, что наступит время, когда эти книги сами станут макулатурой! Джек Лондон, Андре Моруа, Вонегут, Виктор Гюго, А. Дюма, С. Лем… Что случилось? Я не верил своим глазам: книги были вполне целые, а некоторые даже новые. Вспомнив, что у нас есть писательский штаб, я перебрал всю кучу и несколько десятков томов перетаскал туда. Но всё же, несколько книг я не мог не присвоить. Одна из них- «Эра милосердия», по которой был снят выдающийся, знаковый фильм «Место встречи изменить нельзя» по инициативе В, Высоцкого. Он чуть ли не силком заставил режиссера Говорухина это сделать. Но Говорухин обивал пороги ЦК, чтобы ему позволили взять на роль этого "алкоголика". Читать было не просто интересно, а прямо захватывающе. Тот случай, когда литературное произведение и кинофильм достойны одно другому, а героев не надо «придумывать» -В. Конкин и В. Высоцкий за нас постарались и были перед глазами за что Владимир Конкин до сих пор ходит Заслуженным артистом и ему не дают Народного. Воры в законе не прощают артисту эту «удачу». Как не простили они и Говорухину: умер, будучи доверенным лицом Путина на президентских выборах). Удивительно, но в книге Жеглов играет на гитаре и этим развлекает товарищей. Как будто бы роман написан специально «под Высоцкого», а режиссер почему-то от этого отступил. Думаю, что зря. А может, и правильно сделал, чтобы не утопить Жеглова в бардовском омуте. А в целом «милицейские» повести братьев Вайнеров принципиально отличаются от современной «ментовской» и «полицейской» детективной мишуры идейной, гуманистической заряженностью. У них милиционеры, действительно народные защитники, а не полицейские на службе у политических кланов и воротил. Так увлеченно и допоздна я книги читал лишь в младшие, школьные времена. Следующая книга, притянувшая мой взор, отличалась библиотечной «старинностью». Она была в твёрдом переплете, со слегка пожелтевшими, местами склеившемися и с зазубринками, страницами. Было видно, что эту книгу никто и никогда не читал, она старожил Тараклийской библиотеки, а листок выдачи белел девственной белизной, без единой помарки (пометки). На обложке написано « Фернандес де Лисарди». Я и представления не имел, кто это такой, но дата издания «1964» подсказывала мне обратить на неё внимание. Дело в том, что примерно до 1968 года в Советском Союзе «просто так» заграничных авторов не печатали. Наверняка, это какой-нибудь испаноязычный классик уровня нашего Льва Толстого. Я не спешил читать предисловие или заглядывать в Википедию и надумал сам себе открыть автора. И можете себе представить, : я читал эту книгу в 800 страниц каждый день, все зимние дни при наличии Интернета, как некоторые неофиты читают Библию. Это удивительное произведение составлено в виде послания свои детям от непутёвого отца, прожившего от самого начала развратную жизнь лентяя, авантюриста, эгоиста, лжеца. Этим посланием он предупреждал своих детей и внуков прислушаться к его горькому опыту и не повторять его ошибки нравственного характера, начиная с первых же шагов при выборе рода деятельности, друзей, супруги, развлечений и кончая испытаниями деньгами, властью. Вот один из абзацев этой удивительной книги: «Большинство людей или почти все - великие себялюбцы и, таким образом, совершая благо или отрекаясь от зла, они исходят прежде всего из своего частного интереса, хотя и нарекают его всякими блестящими именами, но которые не более, чем пустозвонство. Такие эгоисты из-за своего себялюбия иногда наносят обществу вред, а в /большинстве случаев не приносят пользы, но поскольку они всё же считаются с другими людьми и из тщеславия даже согласны прослыть добродетельными, то их можно считать терпимыми эгоистами. Другие же считают себя центром вселенной и в своём себялюбии заходят так далеко, что самыми священными обязательствами готовы пренебречь ради своей корысти. Для таких людей ничего не значат ни заповеди религии, ни даже самые прочные семейные узы, общественные связи. Бедствия человечества их ничуть не волнует и даже, наоборот, они рады воспользоваться ими с выгодой для себя. Их развращенная натура превращает их в гордецов, злодеев, корыстолюбцев и тем самым в нетерпимых эгоистов.» Или, вот, как рассуждает герой романа, внезапно став богачём, усвоив некоторые шулерские, карточные приёмчики при играх в казино. « Люди низкорождённые обрабатывают для нас поля и поставляют нам плоды своего труда, а мы платим за это столько, сколько они с нас спросят и щедрой рукой расточаем наше богатство на благо общества, спуская целые состояния за карточным столом, устраивая балы, пикники и прочие пышные увеселения. Разве нужно для этого трудиться до седьмого пота, изучать какие-либо науки, чтобы тратить деньги так легко, как это удаётся мне. Разве нужно что-нибудь уметь? Нет. Для этого достаточно немного краснобайства и чуточку везения. Нет сомнения, что тот, кому судьбой суждено стать богачём, станет им даже не трудясь и будучи необразованным. Недаром говорят: «Кому бог пошлёт, тот своё и возьмёт». А тот кому суждено быть бедняком, будь он мудр, как Соломон, будь он самым порядочным на свете и вечным тружеником, никогда не наживет лишнего песо…»
Герой романа Лисарди, «отсидев» 8 лет строгого режима в колонии за очередное преступление, возвращаясь из Бирмы попадает в шторм, судно терпит крушение и спасшиеся пассажиры попадают на остров, где они станут свидетелями необычно справедливых порядков, отдаленно напоминающих лучшие времена, идей и достижения социалистических стран. Когда я всё же навёл справку и прочитал предисловие, то узнал, что Х.Ф. Лисарди принимал самое активное участие в национально-освободительном движении мексиканцев от закостеневшей, католической Испании. Но как без Мадридского двора устроить новое, молодое государство при отсутствии своих кадровых и интеллектуальных ресурсов, без идеологической базы и национальной идеи ? Х.Ф, Лисарди своим произведением заложил таким образом основы новой, национальной мексиканской жизни, где судьба собрала местных индейцев и переселенцев из Испании. Мне показалось, что эта задача удивительно похожа на то, что мы сейчас переживаем в Бессарабии. Нам тоже предстоит новая перестройка жизненного уклада.
Случай пятый Хари Потер срещу Валдемар
Така се случи, че през това лято се озовах в едно изоставено отколе село в Трънския край, таман до сръбската граница. Тук трябваше с другаря си да оправим покрива на една къща, доскоро купена от един наш познат за дача. Разтребвайки вещите и предметите в стаите, обнаружихме новичка книга «Хари Потер и философският камък». Аз винаги съм равнодушен към литератуните произведения на западната, масова култура и по тази причина нищо за него не знех, макар че «Хари Потер» отдавна е култов персонаж. Но понеже тук нямаше Интернет, ТВ реших, че ще е полезно да се запозная с това толкова прочуто произведение въпреки моето вкоренено предубеждение, че е «цяло нищо». И, наистина, в литературно отношение това повествование е съвсем примитивно, банално и наивно. Мяза, че е писано от «проста учителка»..Но понеже съм решил добросъвестно да го осиля докрай - четох. Обаче намерих и друга книга, която ме накара да съм в положението на буридановото магаре. Тази книга подкупваше със «старинният» си, малко оръфан, вид, Авторът е някой си Славчо Трънски и пише за българските партизани, вършили своите съпротивителни, антифашистки акции точно по тези места, където се намирахме в момента и аз, и моите роднини от България. А дядото на зет ми е бил сред тези шумкари. Излиза, че косвено, съм свързан с тези героични времена, хора и още повече, че миналата година в плевнята на друг двор, търсейки дъски, намерих две скътани в сеното винтовки от онова време. Славчо Трънски однозначно подчертава, че без Партия-организована, властна, мобилизираща и контролираща структура бедняшкото население на България е обречено на сиромашко дзъзнене под игото на двойния българско-германския фашизъм. А фашизмът е абсолютната власт. Съвсем неочаквано, но темата за властта изникна и на последните страници на «Хари Потър…», на които Хари получава сурово наставление и обяснение за световната геополитика от главния маг-учител на пансиона, в който простичкият Хари е натъкмен да го учат за магьосник. Магът му внушава, че нямало Добро и Зло, които водят вечния, диалетичния двубой, а имало злодеи, които сумяват да приберят в ръцете цялата възможна власт и това пораждало големите бели. И такъв персонаж е убийцата на родителите му- Валдемар. Тук вече става интересно. Обикновенната, английска учителка съвсем случайно написала наслуки съвременна приказка със стандартна, сюжетна канава, но сред тежкоизговаряните за слвянски език имена на персонажите, учителката избрала за абсолютния злодей и душманин име с явно славянски произход - Валдемар. Например, в руските сказки абсолютните злодеи носят «местни» имена: Кощей, Баба Яга, Соловей-разбойник, Змей-Горыныч…И наоборот, иноземецът Хоттабыч е добър маг, а джиновете хич не се абсолютни злодеи, а поневоля. Това, че «проста учителка» написала седемтомна «приказка» точно през 90-те години и в навечерието на мероприятията по демонизация на Валдемар, много прилича на традиционните американски легенди за Гейтс, Маск, Цукербергер и даже ансамбъл «Бийтлз», докато Джон Ленън не се озъби срещу своите «родители» с комунистическите си прозрения. Уж това са били случайни, творчески изяви на самородните, англосаксонски гении. Обаче ни е известна трагическата съдба и на друга проста учителка- Маргарет Митчел, която в романа си «Отнесените от вятъра» най-красноречиво описва технологията на завоевателнато нашествие на Капитала чрез демокрация и демагогия. Също ни е известен друг бележит американец-Д. Кенеди, чийто аристократичен род е подложен на губително изкореняване заради желанието му да освободи САЩ от лапите на главните злодеи на човечеството и които носят съвсем неславянски имена. И не трябва да ме набедявате, че съм прекалено възрастен за безобидната, детска приказката за Хари Потер и че съм политизиран до червата. Всяко литературно произведение, получило явна общественно поддръжка е «партийно» и носи конкретен пропагандистки заряд. Например, Носов с «Незнайка на Луне» ни предупреждаваше какво ни очаква, ако… И то тъй стана. Едно малоспособно момче Хари, израснало във враждебно семейство, получава настоятелна покана да учи в привилегировано, особенно заведение, където придобиват някакви познания от свръхестествени характер. При това Хари Потър наследственно принадлежи на тайна, масонска организация, имаща равносметки с чудовищния Валдемар. Как неволно да не ти хрумне за реалните харипотъровци в лицето на Б. Джонсън, Макрон, К. Петков, М. Санду и другите възпитанници на пансиони за политически магьосници. И вече украинските харипотъровци Зеленски и Арестович по команди на иноземните магове размахват с вълщебни пръчици, гаубици, снаряди. Правят всекидневни заклинания и се надяват да победят ненавистния Валдемар. За справедливост трябва да се отбележи, че доста схематичното изложение на повествованието за Хари Потър от учителката Д. Роулинг беще триумфално оправено с екранизация на книгата и приказката получи нужната човещина, обяние и симпатии към героите. Доста често кинематографистите издигат литературните произведения на по-високо равнище, а случва се да променят и идеологическата, авторска насоченост или, въобще, да «открият» на зрителите неизвестния иди забравения писател.