Он пел с Шаляпиным

0
Голосов: 0

326

Он пел с Шаляпиным

Родился герой нашего очерка Михайлов-Стоян в болгарском селе Голям Буялък под Одессой. Это село примечательно тем, что десятки его выходцев стали выдающимися и знаменитыми личностями Российской империи и Советского Союза и ни одна бывшая болгарская колония с ним по этому показателю сравниться не может. Это даёт основание еще одному известному буяклыкцу, редактору журнала "Болгары ", основателю Одесского болгарского дружества В.П. Кирьязову сетовать на то, что всех болгар севернее Дуная стали называть "бессарабскими" и, мол, это несправедливо и даже неправильно. Но уже даже в Википедии написано, что Михайлов-Стоян родился в семье "бессарабских болгар" и с этим придётся смириться, тем более, что Одессская Область и сама Одесса более "бессарабская", чем иная.
Тараклию же с Голям Буялък связывает история жизни нашего земляка Лазара Раевского, который был организатором Болгарского района, где размещали, интернированных из Болгарии, коммунистов в 1925 году и впоследствии Л. Раевский был районным прокурором.
А ознакомившись с биографией Михайлова-Стоян, поражаешься какими возможностями для самореализации обладали талантливые жители империи, вопреки всей антирусской пропаганде. Для меня самым забавным в биографии Михайлова стал эпизод, когда уже известный "бессарабец" прибывает из Петербурга в Софию и обращается к своему знакомому по Одессе, не менее сейчас известному автору пьесы "Службогонцы"( я даже в ней играл главного героя) с предложением:"Ваня, а давай сделаем Болгарскую Оперу". Но по иронии судьбы, Иван Вазов подобно героям своей же пьесы стал бормотать:" Няма да стане, братко! В България пари няма и сто години няма да има".
Но "бессарабец" оказался не только талантливым певцом, но и организатором, писателем, национальным патриотом и Болгарскую Оперу создал через год. И в этом его поддержал другой настоящий бессарабец Иван Вульпе из села Чишмекьой. Теперь, конечно, там живут гагаузы, а раньше они были болгарами и Иван, закончив Болградскую гимназию и Московскую консерваторию отправился на прародину вместе с Михайловым создавать Болгарскую Оперу.
Как выдающаяся личность Михайлов-Стоян не мог остаться в стороне от политических событий начала ХХ века и он всей душой болел за единение славянских народов:
"Тот не русский, кто не думает о единстве со славянами, и тот не славянин, кто не чувствует себя в единстве с Россией."
И такая позиция стоило ему жизни, как раз, накануне мировой бойни, в которой славяне убивали друг друга на радость, сами знаете, кого.
А вот строчки из детских воспоминаний оперного певца:
"И сколько же бывало радости въ нашей коляднической артели,
когда, получивъ за наше воспевание «звезды» серебрянную монетку,
мы узнавали потомъ, что въ техъ-то и техъ-то домахъ кроме насъ
не приняли никого. Значить, достаточно было, чтобы «Себи»,
будущий теноръ, пропищалъ подъ окномъ — «позволите колядовать» ?
- чтобы его тотчасъ узнали и отворили передъ нами дверь. Лестно,
чортъ возьми!
„Отзвонивъ“ въ одномъ доме нашу «звезду», мы спешили дальше и
въ течении ночи успевали обойти все село, зайти во все
интересные дома и получить за свою усердную «славу» —
гривеничекъ, калачъ, кусокъ сала и пр.
А ночи-то, ночи то какъ хороши бывали въ эту пору, какъ
поэтичны! СнЪгъ белой пеленой покрывалъ улицы, дома, деревья и
точно серебрилъ всю природу. Въ то же время луна обливала всю
эту посеребрянную природу своимъ чаруюшимъ волшебнымъ свЪтомъ и
— казалось — съ снисходительной улыбкой следила за толпою
мальчугановъ, беззаветно копошащихся подъ светло-голубымъ
небеснымъ сводомъ, на которомъ игриво сверкаютъ тысячи
звездочекъ, и между ними где то блистаетъ одна „вифлиемскаяи, всю
ночь прославляемая нами въ незатейливой стихотворной песне,
автора которой, конечно, никто не знаетъ, такъ какъ, очевидно,
это произведение стоустой народной души."
В заключении приводим обращение В.П. Кирьязова к читателям из очерка
ЗАБЫТЫЙ ОДЕССКИЙ ТЕНОР:
Цель этой публикации — вернуть с помощью читателей имя забытого Одесского
тенора, писателя, поэта Константина Ивановича Михайлова-Стояна — Есть и сверх
задача: всколыхнуть местных краеведов, следопытов; разбудить в них интерес к
жизни предков, поставить их на побитую ухабами тропу поиска, ведущую к пещере
забвения. И по возможности вывести из этой пещеры имя Михайлова-Стояна.
Константин Иванович написал искреннюю книгу о себе, о своем селе на Одесщине,
называется книга «Исповедь тенора», в 2-х томах. Вышел двухтомник в 1895-9186,
его раскупили моментально. Читатели требовали продолжения, и Михайлов-
Стоян издает еще один двухтомник — «Миллион терзаний».
Журнал «Болгары в Украине» начал сбор материалов о знаменитом нашем
земляке. Просим владельцев книг «Исповедь тенора» и «Миллион терзаний»
познакомить нас с ними. Разрешите полистать, сфотографировать,
отсканировать — любые варианты приемлемы. А еще лучше книги купить и
подарить их музею села Большой Буялык Березовского района. Мечты-мечты.
Неравнодушных просим обратиться в редакцию.
Или позвонить по телефону 067-481-76-56»
← Богомилы Болгарии Бессарабская колония Балиса (Brazil) Victor Hugo →

Комментарии