Тараклия футбольная

0
Голосов: 0

1589

Тараклия футбольная


Футбол 60-х годов
Если и есть какое-либо явление в тараклийской жизни, которое бы пронизывало и связывало бы последние три поколения, то это, безусловно, футбол.
Футбол в тараклийскую жизнь пришел с советской спортивной программой.Никаких сведений о футболе царского или румынского периодов нашей истории мы не располагаем.
Как только земля просыхала, футбол вступал в свои неограниченные права. Эта игра по понятным причинам была для наших родителей и старших братьев неизвестной. С 6-7 летнего возраста они включались в семейные, хозяйственные работы. По праздникам надо было соблюдать известные приличии и чинность. К 15-16 годам парней уже готовили к женитьбе, не говоря об сословных и этнических предрассудках. Отдушиной оставалась только борьба на хоро и соборах.
Играть нашему поколению, правда, можно было только резиновыми мячами и то, почти всегда полуспущенными и пробитыми. Если кто-то наступал на мяч, приходилось его расплющивать и надувать ртом через «пробоину».
Там , где сейчас находится здание примарии, была идеальная для футбола площадка в центре которой стоял габаритный сарай и перед ним ровный, утоптанный пустырь. Бить по стене сарая было бесконечным удовольствием. Но мы играли везде и почти целыми днями, если удавалось ускользнуть от родительских рук. Но у большинства ребят родители работали, в домах было несколько детей с бабушкой и дедушкой: всегда домашнее задание можно было спихнуть сестрам.
Увлечение футболом было повсеместным и, кроме этого, в Тараклии была организована футбольная команда «Межколхозстрой». В ней стал играть мой старший двоюродный брат Петър Юровски, и тогда мы всей улицей стали ходить на тренировки футбольной команды, чтобы за воротами при отчаянной конкуренции подержать и попинать настоящий кожаный мяч. Из нашей уличной детворы впоследствии вырос звезда тараклийского футбола: младший брат Петра- Васил («Малина»). Даже было время, когда все трое братьев: Петър, Васил и Иван играли в команде «Медик».
Однако, когда вуйчо узнал, что его сыновья играют за тараклийскую команду на стадионе, где собираются по две-три тысячи тараклийцев, он рассвирепел. Он был большим консерватором и, когда он в праздничный день в компании уважаемых хозяев, увидел своих сыновей, бегающих в трусах при всём честном народе, разразился страшный скандал. Когда поздно вечером сыновья вернулись домой, вуйчо их построил в шеренгу и стал отвешивать грозные оплеухи. Сыновья, стиснув зубы держали шамары, пока отец не устал. Затем он наорал им, что он больше им не отец и они ему больше не сыновья.
Однако через некоторое время футбольная троица продолжила играть, и вуйчо смирился с таким для него позором, а позже и поменял своё отношение.
Футбол без ярких, местных звёзд просто немыслим, а звёзды почитались более, чем даже иные начальники, директора и председатели, потому что от успешной игры лидеров тараклийской команды зависело настроение нескольких тысяч тараклийцев, которые регулярно, каждое воскресенье заполняли трибуны стадиона. Трудовые показатели на предприятиях и колхозе также зачастую зависели от воскресного футбольного матча.
Были моменты, когда матчи комментировались из репродуктора на стадионе и радиоточках по всей Тараклии. Кроме этого, с северной стороны на дуваре или за дуваром располагались народные комментаторы с улицы Карла Маркса во главе с братьями Арнаут (Бомбите). Их остроумные шутки, афоризмы и каламбуры в адрес игроков, судей, зрителей и текущих событий придавали футбольному матчу неповторимую атмосферу сопереживания , а особо заметные игроки получали клички, с которыми живут и до наших дней.
Мне запомнился следующий пантеон тараклийских футболистов 60-х годов: на воротах высокий, статный Сергей Косых (Робсон). В защите самым колоритным был коренастый , смугловатый «Титу». На потеху публике он обожал, отбивая мяч, запускать его или высоко в небо или далеко за стадион в речку. Тотчас же, готовая к этому моменту, стая пацанов срывалась и мчалась отлавливать мяч. Стадион терпеливо ожидал возвращения мяча, но иногда напрасно.
В защите также играли мои двоюродные браться Иван и Петър Юровские. Они отличались цепкостью и особой серьёзностью к игре. Иван был рекордсменом школы на стометровке и никому из нападающих соперников не удавалось от него убежать. Рядом с ними играли Васил Жигин и габаритный Коджебаш.
В центре нападения перед глазами всплывает высокая фигура Валентина Жигина. Обликом он напоминал популярного в те времена Бобби Чарльтона и тоже, вроде, был капитаном.
В полузащите играли учитель истории и впоследствии директор верхней восьмилетней школы, а также другой будущий директор лицея- В. Тунанов
Но главная радость тараклийских болельщиков той поры был, конечно, Женька Шумкин. Его стремительные рывки по краю поля сопровождались взрывом сотен голосов и оживлением на трибунах вплоть до вскакивания с мест, а пацанва забегала за ворота в ожидании гола. И Женька никогда не подводил-каждый его рейд в штрафную соперников создавал нужные условия для гола. Защитники гурьбой пытались угнаться за вёртким тараклийцем, оголяя центр штрафной, куда врывались несколько тараклийцев во главе с Валентином. Следовал навес с угла и Жигин в движении и броске головой вколачивал мяч мимо ошарашенного вратаря и защитников. В другом случае Женька, уведя защитников в угол штрафной, вдруг пяткой откидывал мяч назад на разогнавшегося словно бугай Титу. Следует страшнейший удар, от которого или содрогались и грозили развалиться деревянные стойки ворот, или рвалась сетка, или мяч улетал очень далеко за пределы стадиона опять же в речку. Если же Титу попадал в ворота, а тогда гол был неминуем, то стадион заходился в неприличном рёве.
В крайнем случае , отчаявшиеся остановить Женьку, защитники непременно нарушали правила и получали в награду штрафной или пенальти. Но очень часто Женька на скорости по пути обыгрывал подряд двух, трёх защитников и без видимого замаха вонзал мяч в ворота. Вратарь только виновато пожимал плечами.
Как и положено героям футбола про Титу рассказывали всякие, тревожные истории. А Женя не только был любимцем тараклийских болельщиков, но и оставил нам в наследство своего двойника- сына и внука Романа, которые не только продолжили славное дело отца и деда, но и добавили свои неповторимые игровые финты, удары и импровизации, на которые способны только, одаренные от природы, игроки.
Но был и один досадный момент в тараклийской футбольной жизни, оставивший рубец на всю жизнь в серцах болельщиков. Команда "Медик", которой не было равных в Буджаке, в кубковых играх добралась, кажется до полуфинала и в Тараклию прибыла команда из Тираспольского гарнизона. В советские времена не было профессионалов в нынешнем понимании денежных отношений, но зато в игровом искусстве профессионльные навыки и выучка приобретались в армейских командах, где подбирались способные ребята со всего Союза. И вот, на переполненном стадионе выбегают солдатики и все как калиброванные: отменная физическая , техническая и тактическая подготовка. При глухом и подавленном молчании тараклийских болельщиков и зрителей из соседних сёл, бравые солдатики раскатали "Медик" 5:0 и даже сбавили обороты.
Но зато во времена перестройки в Тараклии гостили ветераны сборной СССР во главе с знаменитым Э.Стрельцовым. В воротах стоял Пильгуй и демонстрировал обескураживающую непробиваемость, хотя наши ребята очень старались и несколько раз выбегали один на один. Опыт, однако-великое дело и Пильгуй словно магнитом притягивал мяч в свои руки.

Дворовый футбол
Вместе с тем в те годы футбольные жаркие баталии происходили и на улицах Тараклии. В нашем краю основное место футбольных поединков была спортплощадка за старой школой. Даже не верится, что ныне заросший пустырь когда-то с утра до вечера был заполнен детворой и приходилось отвоёвывать место для игры. И здесь были свои авторитеты и звёзды
В футбольных поединках непререкаемым футбольным авторитетом был Коля Некит. Но он, обладая выдающимися способностями, в отличие от таких же, как Вася Паничерски и Димитър Ныков, в футбольную секцию не пошел и после восьмилетки с футболом «завязал» навсегда. Зато Димитър и Васил (Парчок) всегда были в составах тараклийских, взрослых команд. Чтобы подчеркнуть важность наличия лидеров даже в любительских командах приведу такой пример. Однажды в первенстве нашего района предстояла встреча команды нашей средней школы с такой же из Чадыра, которая громила всех подряд и эта участь поджидала и нас. В составе нашей команды был только один «профессиональный» игрок, капитан Толик Умнов. Игра с чадырцами началась, как и предполагалось: они заперли нас в своей штрафной, полностью отрезав одинокого Толика , готовились нас растерзать. И тут наш учитель физкультуры, Виктор Николаевич Бакаржи (Шкембето), известный своей авантюрностью, делает замены и выпускает двух «подставных», которые не значились в заявке. На поле появились Юра Давыдов и Гриша Кочев ( Мандал) . Игра мгновенно изменилась. Толик, Юра и Гриша , наладив связи между собой, принялись за дерзких гагаузов: Юра забил два гола со штрафных, а Гриша два с игры и заработал пенальти, который реализовал Толик, и к концу первого тайма счёт был 5: 0 ! Какая боль!
Чадырский тренер отчаянно матерясь, хватался то за голову, то за сердце. В это время Гриша Мандал перепрыгнул через дувар и скрылся в зарослях соседского огорода, след Юры тоже простыл: был Юра и не стало. Наш физрук- ни лук ял, ни лук мирисал. Какая подстава? Покажите мне кто подстава? В общем все утихомирились и мы выходим на второй тайм. Но игра закончилась со счётом 5: 5.
Но звёзды футбола получают не только признательность земляков, но и конкретные удары со стороны зловредных соперников и даже приходиться участвовать в драках.
Как-то рассматривая альбом Д.И. Боримечкова, в котором были вклеены его юнкорровские заметки с 60-х годов. И в одной из них читаю: "В прошлое воскресенье состоялся матч между командами Тараклии и Казаклии. К сожалению матч был прекращен из-за неспортивного поведения некоторых игроков". Это означало, что на стадионе случилась массовая драка и одни зрители помогали игрокам, а другие пытались их разнимать. Когда мы школьниками ездили по району играть, то Казаклию проезжали, чуть ли не лёжа в грузовике, потому что казаклийская пацанва каким-то неведомым образом узнавала о нашем следовании и обстреливала нас камнями, буцами и даже шариками от подшипников. Так, что футбол - не просто игра. Зато сейчас футбольные ветераны Тараклии и Казаклии встречаются как лепшие друзья- однополчане. Футбол- это не просто спорт.
Однажды я спросил Василия Юровского (Малина) почему он не выходит на поле. Вася молча задрал штанину : от колена и до стопы- сплошная рана, покрытая струпьями. Было видно, что нога не успевала заживать, Вася выходил на игру и получал новый удар по ноге и в то же место. А играть надо было и за техникум, и за Тараклию, и на фестивалях. А он был центральным нападающим…

Случилась и другая беда в тараклийском футболе. На глазах болельщиков стал расти футбольный самородок Кирнев В.- Тоцик. Уже в четвертом классе он играл за сборную школы. И не просто играл, а был главным организатором игры: долговязые десятиклассники, которым Тоцик едва доходил до груди, спешили передавать мяч тараклийскому Месси и тот, ни мало не смущаясь продвигался сквозь ряды манекенов к воротам соперников. Все ждали момента, когда Тоцик вырастет и тараклийская команда будет всех метелить. Но случилось непоправимое: с переходом во взрослое состояние, футбольный дар стал исчезать, а затем и сам Тоцик «пропал с радаров» во времена перестройки.
Сейчас в Тараклии снова растёт парнишка, похожий на Тоцика и дай бог, чтобы на этот раз всё обошлось.
Эпоха Стояновых
Следующий этап тараклийской футбольной жизни связан с возвращением в родное село Петра Ивановича Стоянова. Вначале он сам, своей универсальной игрой в центре поля связывал выверенными передачами команду в единый игровой ансамбль, а затем он в качестве тренера приступил к воспитанию, пожалуй самой выдающейся плеяды тараклийских футболистов, во главе со своими сыновьями Олегом и Петром.
Олег на тренировках мог спокойно обыгрывать в одиночку полкоманды соперников не хуже, а иногда и шустрее своего брата, но в матчах он играл на воротах, был надежен и отчаянно смелым, с хорошей реакцией.
Петър же, получил в наследство от отца универсальность и уникальную способность контролировать ситуацию на поле и посылать мяч в нужный момент и в нужное место. Эти же качества он демонстрирует сейчас в качестве судьи и организатора прекрасного турнира. На турнире имени своего деда бенефис устроил Олег Стоянов: он непробиваемо стоял на воротах,подобно своему чичо, играл в нападении, был комментатором и стал в итоге лучшим судьёй в 15 лет. Кръвта вода не става.
С Петром в паре всегда играл и другой выдающийся полузащитник Сергей Тулуш (Марадона). Его удивительная способность удерживать мяч, продираясь сквозь частокол игроков, чтобы партнеры успели занять выгодную позицию и получить «на блюдечке» своевременный пас, эта способность поражает до сих пор.
Не менее ярким, харизматичным игроком сложился и другой воспитанник П.И. Стоянова- Сергей Карагеоз. Отменная техника в сочетании с взрывным, азартным характером делает его отличным защитником атакующего плана. А были игры, когда Сергея выдвигали в нападение, в помощь неопытным, молодым коллегам.
В различные периоды тараклийскую футбольную славу поддерживали Карамалак Иван (Бохия), Киосе Иван,Тулуш Виталий, Татарлы Васил, Мельник Виталий, Некит Васил (Котенцето), Кирнев Сергей, Азман Александр и даже семейно-родовые связки Тодоровых, Валентиров, Дорня.
В последние годы большую популярность стал приобретать турнир «Южная Бессарабия» им. П.И. Стоянова, на котором рядом с ветеранами засветились и юные тараклийские футболисты под руководством своего замечательного наставника А. Тодорова.
← Души народное волненье. Съдбата на българската диаспора. есе. →

Комментарии 5