Учителя Тараклии: М. С. Алаватская

0
Голосов: 0

1437

Учителя Тараклии: М. С. Алаватская


Мария Степановна Алаватская

В 80-х годах в городе Целинограде при поступлении в местные вузы и сдаче экзаменов по математике абитуриентам достаточно было обмолвиться, что их учила Мария Степановна и они автоматом получали пять баллов.
А начинала свой учительский путь юная выпускница Тираспольского пединститута с самого большого села в мире- с Конгаза.
В те времена пятиклассники-шестиклассники местной школы с трудом изъяснялись на русском, Мария Степановна, вообще, не знала гагаузского, а надо было преподавать алгебру и каким-то образов объяснять, например, что такое отрицательные числа.
Это суровое испытание и заложило основу для формирования особого подхода и методики преподавания, который Мария Степановна в течении всей своей трудовой деятельности довела до совершенства.
Затем она была направлена в совхоз «Тараклийский» и, наконец, в Тараклийскую, восьмилетнюю школу № 3, где в середине 60-х годов сложился замечательный коллектив учителей.
Но в Тараклии Мария Степановна запомнилась не только как учитель математики, но и по внеклассной работе, прививая сельским ребятам и девчатам из нижнего края интерес к живописи, поэзии, художественной эстетике.
Кроме этого молодая, тараклийская учительница играла в местном драмкружке, руководимом М. Рудинской. За свою роль в знаменитой, советской пьесе В. Розова-«Таня» Мария Степановна получила признание не только от министерства культуры, но и от жителей Тараклии. Так случилось, что сразу за премьерой «Тани», через неделю в Тараклию с этой же пьесой прибывает ленинградская, театральная труппа с самой Алисой Фрейндлих в главной роли.
Тем не менее, тараклийцы отметили, что Таня в исполнении тараклийки была более органичной и сентиментальной девушкой, заброшенной волей судьбы с геологами в таёжные, сибирские дебри.
Может быть, Марие Степановне удалось создать свой образ Тани и потому что её собственные школьные годы прошли в той самой тайге, куда и попала героиня пьесы.
А героиня нашего очерка родилась в соседнем селе Чийший в 1942 году в семье, которую через 6 лет местные активисты определили, как «кулацкую» и отправили на вечное поселение в Томскую область. А там, в таёжном леспромхозе учителями маленькой Марии стали ссыльные учителя из культурной столицы – Ленинграда и специфичная, сибирская жизнь.
После неожиданного решения новых, советских правителей об реабилитации, семья Марии Степановны возвращается в родные края, а она, окончив Тараклийскую среднюю школу, поступает в Тираспольский пединститут на физико-математический факультет.
На протяжении всей своей преподавательской деятельности Мария Степановна постоянно интересовалась новаторскими методами, приспосабливала их к местным условиям и, в определенной степени, свои воспитательные приёмчики испытывала на своём младшем брате.
Наступил момент, когда Мария Степановна решила попробовать свои силы на просторах СССР и она из сельской Тараклии переезжает в популярный тогда город Целиноград. Там она доводит свою методику преподавания до нужного совершенства.
Представьте себе. Ученики старших классов никаких домашних заданий по математике не получали, но на уроках «отвечали» все и на каждом уроке.
Как только Мария Степановна поступала на работу в школу, она требовала, чтобы школьная доска в кабинете математики была шириной во всю стену, т.е 4-5 метров. Урок начинался с того, что за 10-15 минут к доске выходило полкласса и решали примеры(задачи) по теме, изученной на прошлом занятии. Затем 10-15 минут следовало объяснение нового материала и, в оставшиеся 15 минут другая половина класса приглашается к доске решать задачи по новой теме.
Каждую неделю проводились контрольные работы в течении 15-20 минут. Всем ученикам раздавались карточки с заданиями, но с различной степени сложности. Самым способным-сложные, а тем, кто послабее- более простые.
Понятно, что списывать было не у кого и некогда. В результате таких блиц-контрольных заданий, ученики привыкали усваивать знания и решать задачи вдвое-втрое быстрее, чем в обычных школах.
В результате таких чудесных нововведений и показателей Мария Степановна награждается высшим званием- Народный учитель Казахстана.
С началом перестройки Мария Степановна была вынуждена с семьей переселиться в г. Калининград. Но и там её ученики удивляли своими успехами в математике. В последние годы своей профессиональной деятельности в старших классах, где математику преподавала Мария Степановна не было ни одной…тройки!
И вновь она награждается званием Заслуженный учитель России.
Был момент, когда Мария Степановна планировала вернуться в Тараклию и даже выслала контейнер с вещами, но в последний момент обстоятельства изменились и Тараклия потеряла шанс прославиться в области педагогики.
← Однажды в бессарабском доме. Юмореска Трудно быть богом. →

Комментарии