Болгарские страсти. В. Кирьязов

0
Голосов: 0

766

Болгарские страсти. В. Кирьязов


Кирьязов Валентин Петрович — военный журналист, полковник, основатель и первый председатель Одесского болгарского дружества, главный редактор журнала «Болгары».
Валентин Петрович является неформальным дирижёром пишущих активистов болгарской диаспоры и совсем недавно в блокадной Одессе вышла его книга «Болгарские страсти», но в количестве 12 экземпляров!
В «жемчужине у моря» образовался недостаток бумаги, чем еще более обозначилась драма болгарских передовых людей, что и подчёркивает в предисловии к книге Д. Йоргачёв, уроженец села Новая Ивановка, которому собственно и посвящена эта книга, а также и 200-летию его родного села.
Кроме необыкновенно интересных названий очерков в оформлении книги меня удивило присутствие скандального тараклийского герба. И хотя я и подавляющее большинство тараклийцев были категорически против символа, отводящего нашим болгарам роль пахарей, всё же, был тронут тем, что использование тараклийского герба есть тонкая ирония, характерная для Валентина Петровича. Полагаю, что и в оформление книги просочилась конспирология. Оказывается, тараклийский герб в обложку вставил верстальщик, видимо, одухотворенный встречей тараклийского башкана с товарищами из Одессы. Такова ирония истории.
Что пишет в предисловии Д. Иоргачёв: «Может ли книга стать опорой духа человеческого? Уверен — может. Гуманитарная оборонная крепость нужна всем народам, но особенно она нужна нацменьшинствам, сохраняющим свою идентичность в затруднительных обстоятельствах. Опора духа важна даже большим нациям, особенно в пору, когда они отстаивают свою независимость.
И для одних, и для других Буква и Слово являются то щитом, то мечом для отстаивания идентичности. Зачастую, к сожалению, в мире возникают такие обстоятельства, когда иной реальной поддержки, кроме родной истории, как древнейшей, так и новейшей, для укрепления духа не находится. Мир переменчив, он эволюционирует, и путь его развития шаток. Одной из ярких новаций человеческого движения к совершенному благу является, так называемое, возрождение этнического достоинства. Становится всё более заметным желание «маленьких племён» получать внимание к себе со стороны «больших братьев».
От себя добавлю, что особенно это желание горячо, когда «большие братья» сами не в ладах с мироустройством.
Что относится к Д. Иоргачёву, то это очень заметный болгарин в Одессе, директор знаменитого завода «Одескабель» и лауреат Государственной премии Украины. Однако с его именем мы познакомились благодаря стихотворению, включенному в «Бесарабски гердан 2022», где есть такие финальные строчки:
Легко и свободно шагай по планете,
но помни повсюду родимый свой край,
и в буйном, порывистом ветре столетья
болгарскую шапку свою не теряй».

Хотя автором этого стихотворения являются волжские болгары, но до нас оно дошло благодаря бессарабскому. Я сразу же бросился в Тараклийский отдел культуры доказывать, что наконец-то, есть слова для нашего гимна, но меня тут же одёрнули, объявив, что для этого нужны специальные композиторы, и вообще, в отделе культуры денег нет даже на карандаши. А вот, благодаря двум патриоткам своего села и живущим, кстати, в Тараклии гимн есть у Котловины. Это тоже, кстати, характерная особенность нашего «маленького племени».
Для презентации книги мне была представлена честь выбрать один из очерков, и я выбрал «Балканы и Великая Степь — сообщающиеся сосуды». Я всегда чувствовал, что мы живём не в простом месте…
«За государственным опытом ходили через Дунай в Византию киевские князья Аскольд, Вещий Олег, Святослав, его сын Владимир. Спустя 250 лет переправой на Дунае воспользовался хан Батый, отходивший из Адриатики в Степь через Болгарию, которая ему понравилась, и он сделал её вассалом. В 15 веке «переправой» через Дунай надолго завладели османы, а спустя три-четыре века переправой стали интересоваться сразу все европейские империи: Османская, Британская, Австрийская и Российская...
Вот в таких геополитических, военных декорациях закалялся характер болгар, через головы которых перекатывались волны великих исторических событий.
В буче кипучей они получали богатый политический опыт. Сейчас кому-то кажется, что внешне притихшие болгары выглядят чабанами, пасущими овец в степи, и даже есть памятник чабану в Бессарабии. Якобы для туристов.
К тому же и у самих беженаров мотивация была интуитивная, чувственная. Ими двигала необъяснимая энергия, но слов, разъясняющих источник такой силы и конечное целеполагание, еще не было произнесено. Начиная со времён Екатерины по всей Руси, но особенно в Новороссии и Бессарабии, устойчиво работала пропагандисткая фраза примерно такого содержания: болгары переселяются на север от Дуная, чтобы спастись от турецкого ятагана и чтобы свободно молиться в православном храме, целовать руку батюшке-славянину, а не греку-данайцу. Кратко изложенная, четко сформулированная «речовка» не вполне выражала чувства беженаров, однако они её приняли из вежливости. Да и самим колонистам она была в каком-то смысле удобной и использовалась ими для сокращения долгих разговоров с аборигенами края и с инородными переселенцами. Беженары понимали, что новые соседи не готовы воспринять более глубокие мотивации
Метафизика? Зов предков был идеей, но партии на базе этой идеи создано не было, т. е. не был написан «манифест» переселенческого процесса. Наоборот, Г. Раковским был создан страстный. гневный и с ругательствами в адрес переселенцев «манифест проклятых беженаров».
По- настоящему народный манифест этнических болгар не написан до сих пор, хотя рано или поздно его придётся написать. Иначе предстоит полное рассеяние и полное забвение, как это произошло со шведским селением Змеевка на Херсонщине.
Есть недалёкие умы, которые считают болгарским манифестом наш фольклор. Но время показало, что сельская этнология есть ширмочка для шарлатанов, которые пиарятся и даже зарабатывают денежки в качестве «профессиональных родолюбцев» по дороге всей Диаспоры к реликту».
← Болграшкият патриот В. Азманов В. Мошков как "первооткрыватель гагаузского народа". →

Комментарии 3