Генерал "Дядо Инзул" и поэт Пушкин
- Опубликовано:
- Блог: Пенджер към света
- Рубрика: История
- Редактировалось: 7 раз — последний 13 мая 2023
0
Голосов: 0
2847

Легендарная личность для бессарабцев. Не только для болгарских колонистов, но и для молдаван. Дело в том, что И.Н. Инзов не только себя доблестно проявил в Отечественной войне 1812 года, но и состоял в масонской ложе, куда входили будущие декабристы, и чья цель была продолжить дело Петра 1 по европеизации России. Предполагалось установить в России конституционную монархию или даже республиканское правление. 5 декабря 1825 года декабристам не удалось проделать то, что сумели сделать их единомышленники сто лет спустя.
Но до Восстания декабристов в российской аристократической среде шла подспудная, подготовительная работа.
Точное происхождение генерала историкам до сих пор установить не удалось. Известно лишь, что в 1772 году к князю Ю. Н. Трубецкому, жившему в своём имении в Пензенской губернии, приехал его старый друг — граф Я. А. Брюс и привёз с собой маленького мальчика.
Датой рождения мальчика Брюс назвал 23 декабря 1768 года, но никакими архивными данными эта дата не подтверждается и потому на сегодняшний день признана условной.
Граф горячо и настойчиво просил князя оставить ребёнка у себя и дать ему самое лучшее образование и воспитание, не беспокоясь о затратах. Дальнейшая участь мальчика князя не должна была волновать, так как она «заранее обеспечена». Я. А. Брюс не рассказал, кто этот ребёнок, объяснив, что сможет раскрыть тайну только перед смертью. Но в 1791 году граф скоропостижно скончался, и князь Трубецкой так и не узнал ничего о происхождении ребёнка, которого, выполняя просьбу старого друга, он воспитывал вместе со своими детьми, не делая каких-либо различий.
Воспитывался приемным ребенком в доме князей Юрия и Николая Никитичей Трубецких, но не мог быть их единокровным братом, поскольку генерал-фельдмаршал Никита Юрьевич Трубецкой скончался в 1767 году, а Инзов родился 23 декабря 1768-го. Поэтому о его происхождении (Инзов – то есть “иначе зовут”) ходили самые противоречивые слухи, вплоть до того, что он происходит из рода Романовых. Во всяком случае, его родители из круга высшей аристократии. Рос в более чем просвещенной среде. Братья Трубецкие – рельефные фигуранты своего времени. Николай был отправлен в ссылку как один из главных членов общества мартинистов, затем был сенатором, вместе с братом основали Типографическую компанию (1784). Юрий – член-основатель Дружеского ученого общества (1781), друг Н.М. Карамзина.
Обучался Иван Инзов в Благородном пансионе при Московском университете, обладал широчайшей эрудицией, свободно владел несколькими европейскими языками, собрал солидную библиотеку. Военную службу начал в 1785 году кадетом в Сумском легкоконном (затем гусарском) полку, в 1786-м переведен в Тульский пехотный полк, в 1789-1791 годах участвовал в боевых действиях в составе Нарвского пехотного (1789) и Московского гренадерского (1791) полков, в том числе, в блокаде Измаила, Бендер, сражении под Манчином; поручик (18 июля 1791 г.).
[/b]
Как видно из этой справки И.Н. Инзов воспитывался в продвинутой аристократической среде, кардинально противостоящей русским православным традициям, в духе вольтерьянства и приобщения к европейской культуре. Можно предположить, что он, всё же, внебрачный сын Никиты Юрьевича Трубецкого, а дату рождения специально сдвинули, чтобы не давать повод для пересудов.
Во времена наполеоновских войн российские офицеры имели возможность сравнивать жизненные уклады в Европе и крепостной России. По этой причине тайные, масонские дружества стали проявлять большую активность в деле европеизации Российской империи и в, том числе, используя авторитет героев Отечественной войны, к которым относился человек их круга И. Н. Инзов.
К моменту появления И.Н. Инзова в Кишиневе здесь уже сформировалось Южное общество декабристов , масонская ложа «Овидий» и бывший генерал оказался ,в естественном для него, окружении единомышленников. А, возможно, и не случайно.
Чтобы европеизировать Россию, со времен Петра1 предпринимались кардинальные меры проделать это, приглашая «немцев». В результате этого в высшем классе иностранцы, хотя и обрусевшие, заняли важные позиции. А в результате наполеоновских войн и перекройки границ появились «беженцы», которых по рекомендации будущих декабристов, стали расселять, во вновь приобретенных от татар и османов, землях. Это были селезские немцы, швейцарцы, французы с известной, высокой культурой в земледелии, ремесленничестве, торговле. Они и должны были стать локомотивом тогдашней перестройки и центрами кристаллизации европеизма в России.
К этому моменту состоялось и прибытие основной группы балканских переселенцев в Бессарабию. Известно, что кроме политического гнёта одряхлевшей Порты имела место и банальная агитация переселяться на свободные земли Буджака. По этой причине сюда прибывала вполне самодостаточная масса болгарских жителей со своим скотом, деньгами, укладом и т.п.
Кроме этого задунайские переселенцы ясно представляли, чем является Российская крепостная империя, и категорически сопротивлялись попыткам царских чиновников заселять их в глубь Таврии, а также принимать российское подданство. Они желали оставаться колонистами и дождаться освобождения Родины. Но чиновники своими бестолковыми действиями умудрились создать напряженность и разочарование у, прибывших в «гетскую пустынь», болгарских переселенцев. Например, они заставляли болгар обслуживать немецких колонистов, ссылаясь на то, что балканцы более приспособлены к местным условиям. Всё шло к тому, что болгары стали задумываться о переходе в Казацкое войско или, вообще, вернуться во Влахию и даже на родину.
И в этот критический момент вмешиваются, вышеупомянутые декабристы во главе с Ватикиоти, и на сцене появляется Иван Никитич.
Болгарские переселенцы получают статус колонистов и ураниваются в правах с немецкими. Также благодаря Инзову удавалось гасить недовольство молдавских бояр, претендующих на земли Буджака и раздраженных европейскими нововведениями свободного, фермерского труда среди колонистов на фоне крепостной беспросветности цэран.
И так случилось, что пожилому генералу навесили еще одно главоболие-ссыльного, петербургского забияку и, к тому же, поэта.
Поэт этот, хотя из того же аристократического круга, что и генерал, и того же воспитания, но больно уж непоседливый был. Иван Никитич стал водить своего подопечного на заседания масонского клуба «Овидий», надеясь, что Саша Пушкин найдет там авторитетных людей и наберется нужного ума. Но старания Ивана Никитича, к его великому огорчению, привели к противоположному результату.
Царскосельский лицей был создан для подготовки будущих интеллектуальных террористов против «немытой России» и, кроме преклонения перед греко-латинской культурой, воспитанников тренировали в искусстве писания эпиграмм и всевозможных дерзостей против самодержавных порядков.
Как мы из школьных программ знаем, в этом лицеисты весьма преуспели и доигрались до «глубины сибирских руд» и политэмиграции в свою любимую Европу, а у Пушкина, видимо, был серьёзный блат, и его устроили в Бессарабию, как перспективного кадра.
Но всё пошло наперекосяк. Саша перестал ходить в «Овидий», а когда его вызвали «на ковёр» к самому Рылееву, то будущий Александр Сергеевич совсем разочаровался в декабристких вождях, увидев перед собой потенциального тирана, прикрывающегося либерализмом.
Это настолько поразило молодого, умного человека, что он стал лихорадочно переосмысливать, навязанное ему мировоззрение, и приступил к внимательному наблюдению за окружающей его простой, бессарабской действительности.
Внутренний мир поэта, писателя всегда отражен в его текущих произведениях, необходимых, прежде всего, автору для крисстализации мятежных мыслей и чувств.
Вырвавшись из тенет масонского окружения, схоластического «греко-латинского» миропонимания, юный поэт обнаруживает романтику иной, вольной жизни, более естественной для человеческого бытия.
Так появились «цыгане шумною толпой по Бессарабии бродили», чего никто раньше не замечал.
А потом вдруг –разбойник Кирджале: «Кирджали был булгар…» и знаменитые строчки: « В степях зеленых Буджака… Семействами болгары тут в беспечной дикости живут, питаясь праведным трудом И не заботятся о том, как ратоборствуют державы И грозно правят их судьбой…»
Кстати, болгары и сейчас почти так же живут, между прочим. Питаясь праведным трудом, в отличие от некоторых.
Кирджали – реальный «пацан» из Джурджулещ, тогда заселенный болгарскими переселенцами. Затем они переехали в колонию Импуцитэ-Владичень. Пушкин случайно ознакомился с бумагами в Кишиневской жандармерии по поводу ареста Кирджали.
И, вообще, болгары очень импонировали впечатлительному, изнеженному петербургцу своей земной обстоятельностью. И не только Пушкину. Известный редактор «Бессарабское слово» В. Рейдер просто млел, попадая в добротный, болгарский двор уже во времена «перестройки».
Молодой поэт, которого мы считади повесой и денди, имел возможность сравнить искусственность аристократического бытия, убогое подражательство кишиневской знати венской моде и безыскусность природной жизни свободных крестьян в колониях, бунтарские порывы местных гайдуков и загадочный быт таинственных цыган.
Ему, формально выросшим в России, вдруг нестерпимо захотелось тоже стать сыном природных людей, тем более, что няня была Ариной Радионовной. Он решил стать русским.
Этим и объясняется почему А.С. Пушкин –основатель русской литературы, в отличие от своих предшественников со своими «греко-латинскими» элегиями.
Кроме этого, бывший вольтерьянец вдруг заинтересовался православной этикой , самодержавным устройством России и пришёл к выводу, что это очень даже правильно. Царь Николай 1 проникся симпатией к русскому гению и стал его поддерживать.
И, как после этого предательства, могли с ним поступить либеральные круги российской аристократии ?
Так появился на Чёрной речке английский киллер Дантес.
А постаревший И.Н. Инзов до конца своих дней оберегал болгарских колонистов от происков алчного чиновничества за что и остался в вечной памяти и благодарности и для потомков балканских переселенцев.
Они 7 октября 2017 года в Болграде восстановили памятник на «дядо Инзул», демонтированный румынскими оккупантами, которые, вроде бы, несли те самые европейские ценности, которые заботливо взращивал генерал на бессарабской земле. Лицемерию европейцев нет предела.
