ТАТАРО- НОГАЙСКИЙ ПЕРИОД АУЛА ТАРАКЛИ

  • Опубликовано:
  • Блог: Пенджер към света
  • Рубрика: История
  • Редактировалось: 4 раза — последний 14 мая 2023
0
Голосов: 0

5432

ТАТАРО- НОГАЙСКИЙ ПЕРИОД  АУЛА ТАРАКЛИ



К концу 18 века наши земляки, ногайские(буджакские) татары уже стали переходить на оседлый образ жизни и аул ТАРАКЛИ выглядел примерно так:
Есть сведения о совместном проживании части будущих жителей-болгар колонии Шоп Тараклия с оседлыми татарами западнее трассы Таракли-Новоселовка. В Изворовской же балке татарское селение сохранилось в народной памяти , как "Селището" и находится в районе пасеки. В бытовой культуре татарское наследие прослеживается в постройках на колиби, кухнички, бордеи, пердета и овчарском мастерстве тараклийских чабанов. Также нам досталось имя рода "ТАРАКЛИ", который обитал в здешних местах. Роды с таким именем обеспечивали ханскую конницу породистыми конями и считались самыми почетными. Их тамга (ср. дъмга) походила на "Ш". В связи с появлением книги "ТАРАКЛИЯ 200" история нашего селения углубилась и я привожу выписку из неё:
Ниже остановимся на буджакской истории ногайцев – последних племен, которые проживали в окрестностях Тараклии до прибытия болгар.
О проникновении ногайцев в Бессарабию становится известно из фир-
мана султана Сулеймана I-го от 3 апреля 1560, в котором сказано, что это
переселение связано с „диким голодом… среди татаро-ногаев”, который „вы-
нудил их оставить прежние места и переселиться в Крым, но, не найдя там
достаточно корма, пришли и осели около Килии, Аккермана и Бендер и даже
подошли к границе Молдовы, где делают много вреда” местным жителям.
В 1569 г. в Буджак попали депортированные из районов Астрахани „бо-
лее 30 родов ногайских татар”. О других ногайских миграционных волнах
в сторону Бессарабии известно из фирмана султана Ахмеда I-го от 18 мар-
та 1608 г., из которого узнаем, что „молдавский воевода извещал, что до
сего времени не было такого обычая, чтобы крымские татары и ногайцы
перешли
на этот берег Днепра и Днестра и поселились в аккерманских и
бендерских степях… Но уже некоторое время крымские татары и ногайцы
начали переходить реки Днепр и Днестр. Здесь поселились 50 000 татар”,
которые „грабят население и поджигают деревни Молдавии”.
После смерти ногайского бея Улуг Мухаммеда (Ормамбет хана) и распа-
да Ногайской Орды, в начале XVII в., ногайцы стали называться по именам
ханов и названиям родов и местностей, в которых обитали. Так, например,
волжские ногайцы составляют десять родов: Мансур, Орак, Мамай, Касай,
Ормамбет, Тогыз, Идешек, Идесан, Жанбайлык, Карашы (потомки Есеке-бея).
С этими событиями связаны большие переселенческие волны некоторых из этих ногайских родов в сторону бессарабских степей.
Известно, что в период 1606−1637 гг. в Буджаке господствовали татарские племена мангыты, возглавляемые ханом Кантемир-мурзой, который,
по словам молдавского летописца Мирона Костина, „вышел из-под власти
крымских ханов и поселился на этой стороне Днестра в Аккерманских и
Килийских полях, что называются Буджаком, и Порта сделала его пашей,
а он подписывался как паша. Он же каждый год нападал на Польскую
землю”. Молдавские летописцы утверждали, что соседство с ногайцами
принесло мало благ Молдове, наоборот, приход степных кочевников связан с территориальными потерями для молдаван: „В новейшие времена,
когда Беcсарабия и Бендеры были завоеваны турками силою оружия…,
граница Молдовы отступила до реки Прут, от устья до деревни Траян, а от
толе до Траянова Вала, через реку Ботна и, по прямой линии, до устья Быка,
который впадает в Днестр”.
Ногайцы подчинялись Крымскому ханству. Получая права и привилегии, они использовались османскими властями как защита от нападения
на владения империи казаков, молдаван и волохов. Ногайцы в Беcсарабии
находились в положении арендаторов пастбищ и земель, а взамен долж-
ны были платить особую „хлебную” дань и охранять турецко-крымско-
татарские земли. Димитрий Кантемир отмечал, что „Буджак был отдан
как место для поселения татарам-ногайцам, из которых одну часть со-
ставляют так называемые буджакские татары, а остальные – белгородские
татары”. Следует отметить, что белгородские ногайцы жили в южной и
юго-восточной части Бессарабии, преимущественно в Аккерманских сте-
пях, а буджакские ногайцы (мангыты) – в северной и северо-восточной
стороне, в Буджаке, доходя до границ Молдавского княжества.
После гибели в 1637 г. Кантемир-мурзы, не нашедшего общего языка с
султаном, Буджакская орда осталось без лидера, а вскоре были уничтоже-
ны практически все мурзы этой ветви ногайцев. Простой народ был пере-
селен крымцами в район Кубани.
Со временем, в начале XVII в. в Буджак прибывают другие мангыты,
возглавляемые родами Орак-оглу и Орумбет-оглу. Димитрий Кантемир
писал о них следующее: „Татары со всей строгостью оберегают свои роды.
Живут, как и их предки, в открытом поле; не имеют городов, кроме как
Кэушань, на Ботне реке, воды которой текут частично и по этим землям”.
После прибытия в Буджак новых ногайских родов их численность увели-
чилась. Если к концу 60-х гг. XVI в. их было 30 тысяч человек, то к середине
XVII в. в двухстах поселениях татар проживало 45 тысяч человек.
В Буджаке, в течение XVII−XVIII веков кроме племен Орак-оглу и
Орумбет-оглу были зафиксированы и другие ногайские родоплеменные
группы, из которых самая известная – Эдисан. По традиции название Эдисан принадлежит „ногайской орде, которая вначале имела всего 7 000 луков
(по-татарски – Еди-сан), но затем сильно умножилась”. Аполлон Скаль-
ковский считал, что „остатки орды Едисанской, перекочевав” в Бессара-
бию из „забугских уездов Херсонской губернии”, делилась на два колена:
„Сарьярское и Хаджидерское”. Известно еще несколько малозначитель-
ных родоплеменных групп: „Джамулат-оглу, имевшего особого вождя
Джабаш-бея” и „мелких родов: Киргизского, Киейли и Келеше”, которые
вместе составляли „кочевья Исмаил-канесси на реках и балках, впадающих
в Дунай: Кадж, Катлабуг86, Ташлык и другие, доходя „до границ крепостно-
го санджака Измаильского”.
Интересен тот факт, что в 1656 г. при посещении этих мест османский
путешественник Эвлия Челеби, описывая границы города Измаил, отме-
чал, что в северо-восточной части он граничил с татарскими селениями
Табак и Скарлат (Искерлед). Относительно последнего селения турецкий
историк Мустафа Али Мехмед считал, что, вероятнее всего, речь шла о Та-
раклии или Кайраклии.
В период русско-турецких войн Буджак не раз становился ареной бое-
вых действий, во время которых татары частично покидали эти земли, а
затем, при поддержке Порты, вновь проникали сюда. В 1759 г. хан Гирей
перевел из Буджака в Таврическую губернию Эдичкульскую орду. В 1770 г.
главнокомандующий 2-й армией граф П. И. Панин направил 12 000 татар
в северные уезды Таврической губернии и под Азов89. К началу русско-
турецкой войны 1806−1812 гг. здесь было 212 татарских селений в четы-
рех уездах: в Орум-бет-оглу – 76, Оран-оглу – 36, Еть-исин кой – 61 и в
Измаильском – 3990. В 1807 г. царские войска разгромили татар, это вы-
нудило последних эмигрировать в Таврию и Добруджу. Современники тех
событий так описывают Буджак: „Татарские деревни были покинуты свои-
ми жителями, а их дома были так быстро уничтожены, что через шестьмесяцев с трудом можно было найти даже расположение этих деревень”.
Именно в этот период многие задунайские переселенцы оседали в забро-
шенных ногайских поселениях. Так формировались поселения болгарских
переселенцев. Так образовалась и болгарская колония Тараклия.
Обращаясь к административно-териториальной истории Буджка, от-
метим, что исторически средневековая Молдова разделялась на три части:
Цара де Сус (Верхняя, или Горна Земля), Цара де Жос (Нижняя, или Дол-
на Земля) и Басарабия92. Басарабия, которая в XV в. была одной из самых
цветущих областей Молдовы, включала крайнюю юго-восточную, в общем
приморскую и подунайскую, часть княжества, с цинутами (округами) укре-
пленных городов Четатя Албэ (Белгород, или Аккерман) и Килия. Позже,
после завоевания турками-османами вышеназванных крепостей в 1484 г.,
часть их цинутов были превращены в раи и включены в состав Османской
империи. Внутренние или северные, степные, части этих цинутов фор-
мально остались под властью Молдавского княжества, но вскоре опустели
и составили приграничную нейтральную, слабо контролируемую полосу,
отделявшую христианские от мусульманских владений. Эта нейтральная
зона была местом, где сосуществовали и сотрудничали молдавские и та-
тарские разбойники и, по сообщению путешественника Эвлия Челеби,
грабили османские купеческие караваны93. После молдавско-турецкой
войны 1538 г. Молдавское княжество теряет в пользу Османской Империи
Бендерский, в 1595 г. – Чобэрчянский, а в 1621 г. – Ренийский цинуты, что
содействовало изоляции Буджака. Именно с этого времени Буджак стано-
вится татаро-ногайским районом, служит защитой причерноморских и ду-
найских владений Османской империи и Крымского ханства от нападений
со стороны молдаван, поляков и запорожских казаков.
Следует отметить, что в Молдавском княжестве в XVI−XVIII вв. не ста-
вили знак равенства между понятиями Бессарабия и Буджак. В этот пери-
од Бессарабия делилась на несколько частей: 1) Буджак, что на татарском
языке означает „угол” (эта земля простиралась между Дунаем и Днестром
в сторону моря как острый угол); 2) Аккерманское поле (кымпия Четэций
Албе), которое лежало вдоль моря; 3) Килийское поле (кымпия Килией) –
вдоль северного берега Дуная; 4) Измаильский округ (цинутул Исмаилу-
луй) – вдоль северного берега Дуная, выше Килии94. В иследуемый период
последние три области находились под властью турок-осман, а Буджак был
местом проживания ногайцев. Но уже к началу XVIII века даже в Молдав-ском княжестве начинают воспринимать как „Буджак” не только собствен-
но Бессарабию, но и все юго-восточные молдавские земли, отторгнутые
турками и татарами.
В Османской империи, наоборот, всегда стремились подчеркнуть обо-
собленность Буджака: „Буджак – это отдельная от Молдавского княжества
страна, раньше называлась Сераб, а теперь называется Буджак. В длину она
имеет 36 миль, а в ширину – 16. Граничит на востоке с Черным морем, на се-
вере – с Днестром, на юге с Дунаем, на западе с Молдавским княжеством”95.
Буджак, как историческо-географическая область, связана в первую оче-
редь с местом расселения ногайцев, располагавшимся между османскими
и молдавскими владениями в Пруто-Днестровском междуречье. Первое
упоминание об официальном определении молдавско-ногайской границы
появляется только со второй половины XVII в. и связано с так называемой
„границей Халил-паши” (хотарул луй Халил-паша). Так, в 60-е годы XVII-
го века (не позже 1672 г.), смешанная молдавская, ногайская и турецкая ко-
миссия, под руководством Халил-паши, определила молдавско-ногайскую
границу на западе по реке Ялпуг, а на севере – по Верхнему Траянову Валу96.
Несмотря на строгое, со стороны Порты, ограничение зоны проживания
ногайцев, это не могло остановить экспансию агрессивно настроенных ко-
чевников, которые в скором времени сумели расширить свои владения за
счет молдавских земель. В этом смысле интересен казус территории, про-
званной „Два Часа” (Челе Доуэ Часурь), захваченной ногайцами в 1711 г..
Она получила свое название от дистанции в два часа пешего хода к северу и
к западу от старой „границы Халил-паши”. После долгих прений, в 1730 г.,
вследствие вмешательства Порты, территория „Два Часа” была отдана
Молдавским княжеством в аренду ногайцам. Но и на этом территориаль-
ные претензии ногайцев не прекратились. Источники ясно показывают,
что ногайцы добились возможности использовать и часть молдавских зе-
мель, находившихся выше тех „Двух Часов”, но только в качестве пастбищ
для своих стад, без права постоянного поселения98.
После русско-турецкой войны 1768−1774 гг. ногайское давление на Молдавcкое
княжество падает. Была даже возвращена северная часть „Двух
Часов”, которая впоследствии получит название „Хотэрничень”, то есть
„Приграничье”99.В общем, агрессивное настроения буджакских ногайцев было обуслов-
лено давлением со стороны Османской Порты, на фоне частых войн с Рос-
сийской империей. Логично, что за ослаблением турецкого влияния в Се-
верном Причерноморье следует и отступление ногайцев. Таким образом,
как мы уже отметили выше, буджакская история ногайцев закончилась в
период русско-турецкой войны 1806−1812 гг
← ОБРАЩЕНИЕ ЛЕОНИДА ДОБРОВА НАРОДНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ШОП ТАРАКЛИИ →

Комментарии 8